- За исключением одного этапа Кубка мира, сезон можно назвать завершенным, - говорит наш собеседник. - Год был насыщенный. Мы заявили о себе на юношеских соревнованиях, например на первенстве мира среди юниоров в Алма-Ате. Кроме того, в Словакии прошел турнир в рамках зимней Универсиады. А венец сезона , конечно, чемпионат мира в Фалуне. Это место для нас традиционное, шведский центр раз в 15-20 лет принимает главный старт года у лыжников всех профилей. Начнем с положительных сдвигов. Потенциал у команды есть: на Олимпийском фестивале порадовала женская сборная по прыжкам. Первое место Софьи Тихоновой и второе - в командном миксте в противостоянии с традиционными конкурентами.
- Одной из проблемных точек принято считать лыжное двоеборье. Увы, год назад в Сочи рассчитывать априори было не на что...
- В этом виде спорта система подготовки, которая существует в России, увы устарела. Да что скрывать? Местами ее нет вовсе. Трамплины меняются, техника и методики — тоже. Не говоря уже о том, что фактор успеха сдвигается в сторону беговых лыж. Не поверите, на 60-70 процентов! Это не означает, конечно, что прыгать можно спустя рукава: надо делать это так, чтобы пробиться в группу из 50 сильнейших. Планка высока, а выполнить норматив в сборной страны пока удается двум людям — Климову и Яхину... Не только на уровне взрослых, но и юниорских сборных, если уж говорить о прогрессе, мы пока в начале пути. Концепция, стратегия подготовки нуждаются в пересмотре. Известно, что строить вертикаль надо снизу, а не со спорта высших достижений. Да, в России спортсмены находятся в комфортных условиях, но, выезжая за рубеж, не способны показать высокий результат. В частности, перед чемпионатом мира в Фалуне мы сознательно отказались от командного старта, понимали, что предсезонные задачи выполнить не сможем. В восьмерку сильнейших из 10 команд объективно не попадали. Понимали и мы, и тренерский штаб. Но Эрнест Яхин на общем фоне выделяется. На прошедших финалах континентального Кубка в Чайковском был в сборной лучшим, дважды заняв 6-е место. Не все критично и экстремально плохо, но мы понимаем, что надо работать.
Есть на горизонте ребята 15-16 лет. Но нельзя просто так взять и выбросить взрослых, которые тащат молодежь в обстановке здоровой конкуренции. Им же еще тянуться и тянуться! Но на ближайшем тренерском совете в Нижнем Тагиле (там пройдет чемпионат России) все эти проблемы будут обсуждаться. И в начале апреля мы внесем свои предложения в министерство спорта.
- Ведь правда, что «яма» во многом связана с отсутствием прыжковых объектов?
- Вы правы: современные спорткомплексы у нас появились совсем недавно. Нижний Тагил, Чайковский, Сочи. Надо подождать: должны набрать обороты детские школы, УОР. Нужно привлечь молодежь, но прежде создать хорошие условия как для спортсменов, так и для родителей. Они ведь как ни крути принимают решение за детей и определяют их будущее. Что касается, популяризации наших видов, то позволю себе такую мысль: картинка на телеэкране — хорошая штука, но ее не достаточно. Нормальные раздевалки, новая красивая экипировка, а не амуниция из 30-летнего прошлого! В этой связи с региональными федерациями мы должны наладить диалог, помогать друг другу.
- Будет ли расширяться география видов спорта в стране?
- 3 объекта для такой огромной страны как наша — мало. Еще нужно строить детские трамплины — в Красноярском крае, Томске, острове Сахалин. Мэром Москвы Сергеем Собяниным принято решение о реконструкции трамплина на Воробьевых горах. Мощность останется прежней: К-75, что позволит проводить если не Кубок мира среди мужчин, то по крайней мере соревнования среди юниоров и женщин. Договоренность с Международной федерацией уже есть. Словом, активно включатся те регионы, которые традиционно развивали наши два вида спорта в СССР.
Провал был, и это неоспоримый факт. Объективно, в 1990-е годы не хватало государственной поддержки, но ведь это касается не только нашего вида спорта. В других лыжных дисциплинах наблюдалась аналогичная картина. И по крупицам собирали талантливых спортсменов, будущих чемпионов. Поэтому мы будем заниматься и тренерскими кадрами, и обновлением методик. Спасибо минспорта, Олимпийскому комитету России за помощь в этом направлении.
- Если говорить о сезоне, то что удалось, а что нуждается в тщательном анализе?
- На чемпионате мира в Фалуне мы не полностью удовлетворены результатами. Ставили цель как у мужчин, так и у женщин в индивидуальном зачете, попасть в десятку сильнейших, при этом еще двоих - в двадцатку. Женщины частично справились: Ирина Аввакумова стала 11-й, Софья Тихонова - 20-й. В целом этот уровень отражает положение вещей.
Ирина — чемпион Универсиады. Соня победила на Олимпийским фестивале и на чемпионате мира среди юниоров. Там же, в Алма-Ате, наши девушки стали вторыми. Это большой успех, о котором нельзя не сказать.
В командных стартах у мужчин мы стали седьмыми, обыграв Чехию и Финляндию, впервые с 2007 года попали в финальные попытки! Удовлетворение есть, хотя уровень прыжков был не самый высокий. В миксте (2 спортсмена и 2 спортсменки) программу выполнили, попав в шестерку лучших. Но вопросы к команде есть, и эйфории мы никакой не испытываем. Работаем с прицелом на Игры-2018. Уверен, что тренерские штабы сохранятся в том же виде. Возможно, нынешняя нестабильность связана с глобальной перестройкой в подготовке. Сбои связаны, например, с мышечной памятью. В условиях стресса, когда выезжаешь на крупные международные старты, этот фактор очень сильно влияет. Но время есть. Без паники! Есть финансирование со стороны попечительского совета, помощь от Министерства спорта, Олимпийского комитета России. Это неоценимо. И работают три комплекса, о которых еще недавно мечтать не могли.
- Они ведь реально работают?
- 365 дней в году. И летом, и зимой проходят соревнования на уровне России, плюс объекты принимают международные старты зимой, а также летние Гран-при. Нас поддерживают губернаторы Свердловской области, Пермского края. Мы понимаем глобальность предназначения комплексов. Спасибо и персоналу: это и научная база, и медицина, и поддержание объектов. У нас все очень сложно, прыжковые лыжи просто так не купишь в магазине.
Вот тот же центр в Чайковском работает благодаря помощи Минспорта, Сочи — уже полностью под контролем правительства. А эксплуатация такого сложного объекта требует много навыков и средств. Заморозка лыжни, безотказная работа подъемников — всего и не перечислишь.
- Сколько в структуре Федерации региональных центров?
- 14 регионов. 8 в прыжках и 6 в двоеборье. Каждый из них имеет областную или краевую федерацию. Организацию стартов на местах они берут на себя, но во взаимодействии с нами. У нас прекрасные отношения. Понятно, что не все нас устраивает — так не бывает Зарплаты у тренеров пока не на должном уровне, инвентаря не хватает тоже. Взять детские лыжи, к примеру. На чем им летать?
- Можно ли опираться на юниоров с прицелом на Корею-2018?
Можно. Они в поле нашего зрения, у всех неплохие шансы на 2018 год. В двоеборье это определенно так, да и в чистых прыжках кто-то из ребят и девушек выстрелит. Спортсменов у нас не так и много, товар штучный, и за всеми мы пристально наблюдаем. Есть проблема: из средств Минспорта нельзя финансировать юниоров — таков закон. Стараемся брать на себя эти расходы.
- Успех вида спорта во многом складывается из популярности.
Конечно, огромная заслуга в этом у телевидения, но помимо этого нужно строить и реконструировать детские объекты. Условия должны быть привлекательными.
- Что можете сказать о перспективах ветерана сборной Дмитрия Васильева?
- Он подтверждает класс лидера команды. Сильнее всех выступал в сезоне. В Викерсунде улетел за 254 метра, но, увы, коснулся руками, и рекорд не был засчитан. Вопрос в том, как он в свои 36 лет будет себя чувствовать. Болячки и травмы его ведь не миновали. Мы разрешаем Дмитрию готовиться индивидуально, от Платицы его освободили. Но он будет выступать на чемпионате России с 25 по 31 марта в Чайковском (там же будем формировать состав сборной на будущий сезон). А Дима не скрывает, что готовится 2018 году, чтобы затем достойно завершить карьеру. Он очень талантливый, но ему надо работать над фазой приземления. При хорошем исполнении прыжка он из-за этого 3-5 позиций уступает.
- Кто вырывается вперед, а кто уходит в тень в мировых прыжках?
- Лидеры - это традиционная группа стран. Ближайшие 3-5 лет она останется прежней. Могу перечислить: это Германия, Австрия, Норвегия, Польша, Словения и Япония. Потом идут Россия, Чехия, Италия, Финляндия и Швейцария. Кто прибавил? Словенская и польская школы. В последнем случае обстояло так: при самородке Адаме Малыше не было сильной команды, он выступал в одиночестве. А теперь третье командное место. Надеюсь, в ближайшее время мы сможем пойти по такому же пути. Но без поддержки поклонников наших видов спорта — не справимся. Ну а в эту пятницу предлагаю всем неравнодушным включить телевизор и посмотреть соревнования в Планице в прямом эфире на федеральном канале.