Уважительная причина
Экс-чемпион США Александр Шабалов тренировал претендента на мировое первенство Гату Камского. И в один не самый прекрасный для Шабалова день ударом по голове его чуть не сразил отец Гаты Рустам, бывший боксер. Впрочем, причина была вполне уважительная: Шабалов говорил с любимой девушкой по телефону, а Рустаму, стоявшему рядом, померещилось, что секундант сына раскрывает секреты его домашней подготовки.
Искусство шутить
Не успел стартовать поединок на первенство мира Карпов - Камский в Элисте, как город покинул один из тренеров претендента - гроссмейстер Федорович. А погорел он на своем излишнем чувстве юмора: шутить тоже надо уметь.
Отец Гаты постоянно вмешивался в анализ, хватал фигуры, не давал слова сказать. Секундантов это нервировало, и тогда по инициативе Федоровича они решили ввести штрафные санкции, которые были двух видов. Если Рустам предлагал проигрывающий ход - подставлял под бой ферзя или сразу получал мат, он должен был внести в тренерскую казну десять долларов; если же делал невозможный ход, скажем, ставил короля под шах, штраф увеличивался в два раза. А поскольку других ходов, кроме упомянутых, Камский-старший никогда не предлагал, вскоре у него образовался приличный долг. Когда сумма штрафов приблизилась к размеру призового фонда в матче, продолжать сыну играть с Карповым в материальном отношении становилось бессмысленно - все равно всю сумму пришлось бы отдать тренерам. И Федорович в срочном порядке был отослан к себе домой в Америку. А два оставшихся тренера уже сидели в Элисте тише воды, ниже травы.
Невеста для претендента
Пока продолжался матч Карпов - Камский, отец претендента занимался поисками невесты для своего сына. Его план состоял в следующем: найти умную, скромную, милую, домашнюю девочку-отличницу из хорошей калмыцкой семьи, лет тринадцати-четырнадцати, заключить с ее родителями контракт и увезти в Америку, где избранница поступит в университет и будет сидеть на лекциях рядом с Гатой годиков шесть, пока не научится уму-разуму. А Гате в течение всех студенческих лет, само собой, будет запрещено прикасаться к ней хотя бы пальцем. Другое дело, если за годы учебы молодые полюбят друг друга, выдержат, так сказать, испытательный срок. Тогда их ждет счастливый день - новый контракт, и на сей раз брачный!
- Мне ведь тоже хочется счастья своему сыну, - в один из свободных дней разоткровенничался Рустам. - Надеюсь, между прочим, и внуков иметь.
- А как сам Гата относится к этой идее, согласен ли он? - осторожно спросили у отца гроссмейстера.
- А кто ж его спрашивать будет?! - возмутился заботливый отец. - Хозяин в доме я, мне и решать подобные семейные проблемы.
Р.S. Самое интересное, что спустя десять лет Рустам все-таки добился своего - нашел сыну невесту, но не калмычку, а татарку. Айгуль родом из Казани, окончила мединститут, а затем прилетела в Нью-Йорк. Они познакомились с Гатой и понравились друг другу. Их сын Адам уже школьник. Кто знает, может быть, благодаря Айгуль у Гаты началась вторая шахматная молодость – после почти десятилетнего перерыва он снова ворвался в шахматную элиту и участвует в самых престижных турнирах. Правда теперь, став совсем взрослым, ездит на эти турниры уже без отца, полностью вышел из-под его опеки. «Когда я побеждал, - шутит гроссмейстер, - отец любил говорить, что победили мы (как команда), а когда проигрывал, то почему-то проигрывал я один, а он был ни при чем…»
Историческая фраза
На закрытии матча Карпов - Камский, как и положено, состоялась пресс-конференция его участников. Оба гроссмейстера поднялись на сцену и удобно расположились в мягких креслах. Ведущий призвал журналистов атаковать героев элистинской битвы и задавать им любые вопросы. И тут неожиданно слово взял Гата (он находился под влиянием своего отца), который произнес всего одну фразу, но зато ставшую исторической:
- Сейчас я думаю только о том, как быстрее получить причитающийся мне чек и уехать домой, отвечать ни на какие вопросы я не намерен.
Калмыцкие артисты дали замечательный концерт. Но Камские, отец и сын, его не видели. Они досрочно покинули зал, скорее всего, отправились сторожить заветный чек.
Шахматист или врач?
В 1996 году после проигрыша матча на первенство мира Карпову Камский разочаровался в шахматах и решил стать врачом. Таким решительным способом, возможно под нажимом отца, он объявил бунт двум «К» - Карпову и Каспарову, на которых тогда работали целые команды, и противостоять им в одиночку юноша был не в состоянии.
Когда один из бывших тренеров Гаты узнал о том, что его подопечный меняет профессию, он объяснил вице-чемпиону мира, что шахматы принесут ему больше денег и славы, чем медицина. На что Камский ответил:
- Это так, но когда человек болен, он идет не на шахматный турнир, а к врачу!
Тренер был посрамлен, но не растерялся, а находчиво отреагировал:
- Верно, но когда этот же человек здоров, вряд ли он отправится к врачу, а скорее всего посетит интересный турнир с участием Камского...
Редкий пример, когда оба спорящих правы! И все же Камский стал студентом медицинского колледжа, но вскоре разуверился и в медицине, поступив в юридическую школу. После получения диплома пришло время открывать свое дело, но тут оба «К» сошли со сцены, и спустя почти десятилетие – уникальный случай, подобного которому не знает большой спорт! - Гата вернулся к любимой игре, чтобы снова штурмовать Олимп.
Турнир за турниром он набирал спортивную форму, продвигался вперед и в 2007 году, выиграв семь матчей подряд, стал обладателем Кубка мира. Жаль, что Гата немного затянул с возвращением: в предыдущем цикле победитель такого турнира по нокаут-системе автоматически становился чемпионом мира ФИДЕ. А теперь этот чемпионат сменился на Кубок мира…