Дмитрий Ефимов: “Не нужно идеализировать Америку!”

Управляющий директор МХЛ ответил на актуальные вопросы «МК»

 На вопросы «МК» о нынешней ситуации в МХЛ (Молодёжная хоккейная лига - пожалуй, самый масштабный молодёжный спортивный проект на постсоветском пространстве) отвечает управляющий директор лиги — Дмитрий Ефимов. На сей раз речь пошла в том числе и о студенческом хоккее.


Управляющий директор МХЛ ответил на актуальные вопросы «МК»
На фото: Дмитрий Ефимов.

 - Мы говорили с вами в предыдущем интервью про Америку, про то, как у них развит студенческий хоккей. Как у нас в этом смысле? Есть ли какая-то лига и взаимодействуете ли вы с ней? Может быть, специальный дивизион планируете открыть для студенческих команд?

- У нас студенческий хоккей есть, но он до сегодняшнего момента был основан на энтузиазме. Существует порядка 80 команд по всей стране, они саморганизованные, самая большая лига, конечно, в Москве - более 20 коллективов, в Питере в этом сезоне будет играть 16 команд. Это держится на энтузиазме тех людей, которые хотят этим заниматься. Государственная поддержка разве что в Татарстане. В Санкт-Петербурге помогает местная федерация. Все это очень стихийно, то есть с Америкой сравнивать нельзя. Если в США треть всех, кто драфтуется в НХЛ, выходит из системы университетского хоккея, то у нас это пока чисто любительские соревнования, когда студенты для себя организовываются, играют ради удовольствия.

- Нет ли смысла развивать это? Может быть, отдельный дивизион в МХЛ создать?

- Смысл есть, и первые шаги в этом направлении уже сделаны. В ноябре этого года было принято решение о том, что с нового сезона у нас стартует всероссийская студенческая хоккейная лига. Это будет совместный проект Федерации хоккея России, Российского студенческого спортивного союза и Молодёжной хоккейной лиги, курировать его будет Министерство спорта. Регламент, состав участников, календарь - всё это придется создавать с нуля. А первым серьезным мероприятием обещает стать Фестиваль студенческого хоккея, который планируем провести в Сочи уже в мае 2015-го.

- Есть еще проблема с теми же отъезжающими в раннем возрасте, мы писали о парне из “Мытищинских Атлантов”, который говорил, что на базе жил в ужасных условиях, были проблемы с формой, не давали клюшки, а туда он уехал - и понимает, что к нему совсем другое отношение…

- Тут опять же нужно разбираться и правдиво на все это смотреть. Если мальчик талант, у него не будет здесь проблем с клюшками. В Мытищах талантливому пацану клюшку не дадут? Я никогда в это не поверю. Самый бедный клуб в МХЛ - Новокузнецк, потому что там губернатор не любит хоккей, не интересен ему этот вид спорта. Но когда там появился вратарь Бобровский и полевой игрок Дима Орлов, то тренеры из кожи вон лезли. При своей жуткой бедноте находили возможности, влезали в долги, растили своих игроков.

- Но вы говорите сейчас о самых талантливых, это разовые случаи…

- Да, но я к чему говорю: когда талант есть - ему создадут все условия, потому что понимают перспективу. А когда игрок слабенький, то и в Канаде он никому не нужен, там своих полно. Поэтому я не верю в такие сказки. Понимаете, туда, в сильные лиги, берут готовых мастеров, даже если ему 18 лет, он должен быть на своем уровне мастер. У нас в МХЛ тренеры с ними возятся, работают, устраивают постоянные тренировки. Если он приезжает, например, в Квебек, с ним не будет никто возиться. То есть ты приехал - ты априори должен уже быть готовым и работать на высшем уровне. Если ты не тянешь - под зад коленом и никаких дополнительных тренировок. Там нужны только профессионалы высшего класса, которые достойны занять место какого-то канадского пацана. Другое дело, что, когда парень приезжает из глуши в такую же глушь, но канадскую, его там катают на “Шевроле” и водят в рестораны фаст-фуда, у некоторых происходит смещение и даются такие восторженные интервью. Я отношусь к этому философски, ну, что делать, парень вырос у нас в довольно грустных условиях, а там каждый день “бубль гум”.

- То есть вы не считаете, что в плане материально-технического обеспечения мы отстаем? Если брать ту же самую базу команды МХЛ в Мытищах, на которой ветер гуляет…

- Я просто не склонен идеализировать Америку. Я очень много ездил, очень много что видел. Мы, например, в наш первый год играли в Канаде, в очень старом дворце, где все мы, сотрудники лиги, простудились, потому что у нас в раздевалке, не хочу соврать, температура была градусов 8, а может быть, даже 5.

- Выходит, там тоже по-разному, где-то лучше, где-то хуже?

- Везде по-разному. Есть клубы состоятельные, где очень хорошие условия, есть клубы абсолютно спартанские, но я точно знаю, что у нас условия достойные во многих клубах. Например, на базе у казанского “Ак Барса”. Я не говорю, что посетил все команды НХЛ, нет, но я не видел ничего даже близкого к таким феноменальным условиям, в которых живет казанский клуб. И у нас очень много команд, в которых прекрасные условия, где только тренируйся, повышай свое мастерство, расти.

Опять же, если говорить про МХЛ, у нас, практически, нет таких команд, где зашел в раздевалку, а там лужа на полу или негде форму посушить. Это все равно, что приезжают в Канаду и говорят, что там олимпийские медали на деревьях растут, просто кому-то хочется, чтобы оно так было и вот так рассказывается. На самом деле, и у нас свои плюсы и минусы, и там свои плюсы и минусы. Как вам, например, тот факт, что, приезжая туда, парень должен жить в чужой семье, и он там получает 50 канадских долларов в неделю? Для кого-то жить в иностранной семье интересно, прикольно, у меня, например, был такой опыт в школе, я бы сейчас с удовольствием поехал, пожил там неделю-две, но я не уверен, что хотел бы жить 2-3 года с совершенно посторонними, чужими мне людьми, для меня это был бы какой-то момент дискомфорта.

В России у них есть возможность жить либо у себя дома, либо в общежитии, которое предоставляет клуб. У нас, особенно в командах группы А, они получают нормальные для своего возраста, адекватные деньги. Опять же с ними проводятся тренировки, тренеры их продолжают растить, как мастеров, а не просто дают установку: "Ты все знаешь, все умеешь, вперед на лед".

- Что касается зарплаты, существует в МХЛ, как в КХЛ, какой-то "потолок"? Или "пол"?


- Зачем нам "потолок"? У нас мало кто получает хорошие деньги. Существует "пол": для чемпионата - это 150 тысяч рублей за сезон, а для первенства - клубы должны платить не меньше минимального уровня зарплаты для своего региона.

- Другие страны в МХЛ просятся? Или, может быть, вы сами заинтересованы в ком-то?

- У нас играют, помимо России, Латвия, Литва, Белоруссия, Казахстан, Молдова, Чехия, Австрия. Украину мы потеряли, к сожалению, из-за войны, Венгрию мы год назад потеряли из-за отсутствия спонсора, в этом году должна была играть команда под польским флагом, но у них организационно не сложилось.

- Что значит под польским флагом? Не из Польши?

- Там интересная ситуация. Они своей базой дислокации выбрали город Кошице в Словакии, но команда под флагом Польши собиралась играть...

Еще не успела к нам заявиться команда из Германии, я надеюсь, что на следующий год она к нам придет. Там сложилось не в их пользу то, что сменился президент Федерации хоккея Германии, уходящий президент не хотел уже ни чем заниматься, а новый был только выбран, ему еще было не до этого, а обязательное условие - это разрешение национальной федерации. Они не получили вовремя это разрешение, поэтому не сложилось.

Нам бы хотелось команды из Швеции, из Финляндии. Я думаю, что в ближайшей перспективе не получится. Насчет “Йокерита” я напрямую у Романа Борисовича Ротенберга спросил, придет ли к нам молодежный клуб, он сказал, что в ближайшее время нет, и я его понимаю, на самом деле. Известно, какой был бум с основным “Йокеритом” в Финляндии, если сейчас еще молодежный клуб в Россию пойдёт, это будет такое брожение умов... То же самое в Швеции, мы очень плотно сотрудничаем со Шведской федерацией хоккея, мы их основное методическое пособие перевели - "Путь в элиту", я много общаюсь с ними, они откровенно говорят, что никогда не разрешат своей команде у нас играть, потому что шведы очень защищают свою территорию, хоть и говорят "никогда не говори никогда", но и взрослые команды они к нам никогда не пустят. Они защищают свой чемпионат, свою школу, свой хоккей, им нужны свои дерби.

- Но для развития им же был бы полезен опыт? Чтобы игрокам тоже было интересно…

- Они так не считают. Имеют право на свое мнение. Для игроков проводится Кубок мира, это наш самый большой международный проект, уже прошел четвертый. Три розыгрыша проходили в Омске, сейчас мы его начали двигать по стране, четвертый прошел в Уфе. Турнир взял быстрый старт, я был на конгрессе ИИХФ: о нем говорили, как о закрепившемся, устоявшемся турнире, который занимает вторую строчку после молодежного чемпионата мира по уровню, потому что там действительно сильнейшие представители своих национальных хоккейных школ, игры очень высокого класса.

- Удивил ли вас “Спартак”, который начал ни шатко, ни валко, а потом победил?

- Не то слово. Конечно, говорят, что везет тому, кто везет, но уровень удачи у этой команды определенноприсутствует. Ведь еще в том чемпионате, когда от них ушел спонсор, когда развалилась первая команда, а у молодежной команды, практически, не было денег, кто бы мог тогда подумать, что они выиграют Кубок Харламова?

И то, что они выиграли, для меня лично такая маленькая революция в умах, насколько морально-волевые качества способны совершать чудеса, бросив вызов всем нашим материальным понятиям о том, как команды побеждают. Это хорошо, да, все сложилось, они выиграли, но потом часть ребят ушла из команды по возрасту, часть талантливых игроков, в частности, целая пятерка из этого чемпионского состава во главе с Шестеркиным, ушла в СКА, и, конечно, мы понимали, что эта команда не сможет тягаться с канадцами, американцами, с чемпионами Финляндии, Чехии, мне даже предлагали подумать о том, что, может быть, не “Спартак”, а, скажем, финалист представлять МХЛ на Кубке Мира.

Но мы пришли к выводу, что все-таки должна существовать некая справедливость, уж хотя бы в молодежном хоккее. Если по условиям нашу страну представляет чемпион, он и должен представлять, несмотря на любые другие факторы. "Ладно, как выступит, так выступит", - подумали мы. Начали слабенько. Под конец группового турнира выстроилась такая схема: чтобы “Спартак” вышел из группы, они должны сами в своей последней игре победить американцев. А еще обязательно латыши должны победить “Ред Булл”.

И что получается? К вопросу о везении, американцы к тому времени имел 3 игры-3 победы, в основное время 9 очков, они уже выходят с первого места по-любому, им так упираться не надо, они первую пятерку не выставляют на игру, играли составом ослабленным, а “Спартак” уже набрал какой-то ход, и, пожалуй, это была первая игра, где они дали настоящий бой сопернику и выиграли. Потом латыши побеждают “Ред Булл”, “Спартак” выходит из группы и попадает на белорусов, побеждает их. После игры с американцами это не было так удивительно. Интересный момент, что белорусы три года подряд выходят из группы, три года подряд попадают в матч за третье место и три года подряд проигрывают. Но когда “Спартак” вышел в финале против уфимской команды, все сказали: "Ну, все, сейчас “Толпар” берет кубок", дома, при своих трибунах!” И после всего “Спартак” по буллитам выигрывает.

Вообще с красно-белыми такая история, эпиграфом к которой можно поставить слово: "Вопреки". Помните, как не в прошлом, а в позапрошлом сезоне они попадают в финал против “Омских Ястребов” и у них случается так, что Шестеркин уезжает на ЧМ, второй вратарь получает травму, третий вратарь получает дисквалификацию, и им просто некем играть на воротах, они берут 16-летнего мальчика Сашу Трушкова из школы. Он ни дня, ни минуты не сыграл еще за команду МХЛ, его просто берут из школы и ставят в ворота в финале Кубка Харламова.

Они едут на первые две игры в Омск и там проигрывают, потом возвращаются в Москву и три игры подряд выигрывают, причем одну из них Саша стоит на ноль - фантастика. Они возвращаются в Омск, шестую игру проигрывают. И вот, седьмая игра, возвращается с ЧМ Шестеркин, его ставят в ворота, они играют после основного времени в ничью, а в овертайме Омск забивает и становится чемпионом. Навсегда в истории останется вопрос: а если бы Трушков играл последний седьмой матч, что было бы? Вот такие интересные истории с этим клубом.

- Наверное, заключительный вопрос, подытоживающий все. Какие есть еще идеи по развитию лиги? Кроме сериала "Молодежка", который прогремел с успехом.

- Вы знаете, у нас есть проблема в том, что молодежный хоккей в России никогда не существовал, не было такого феномена, соответственно, не было болельщика, и очень трудно с нуля это создавать. Поэтому нам бы хотелось, конечно, большую посещаемость, у нас в среднем на матч посещаемость 550-600 человек, где-то 2-3 тысячи, а где-то 200. Соответственно, за сезон мы с трудом можем набрать миллион зрителей на всех аренах.

Конечно, нам бы очень хотелось, чтобы молодежный хоккей был популярнее, чтобы он набирал обороты и больше зрителей. С этим очень сложно. У нас нет возможности себя рекламировать на всех каналах и т.д. Очень трудно с теми же каналами договариваться о трансляциях. Хорошо вот есть КХЛ ТВ, который каждый месяц, регулярно показывает 6-8 наших матчей. Иногда показывают местные каналы. Конечно, хотелось бы гораздо больше, поэтому мы вынуждены что-то придумывать, как нам свое знамя поднимать выше и выше. Сейчас запустили проект МХЛ ТВ, в основном на сайте, а также у нас две программы на КХЛ ТВ - это программа "Территория МХЛ" и "Наша молодежка". "Наша молодежка" - это больше развлекательная, даже в некотором роде юмористическая программа о жизни наших ребят, а "Территория МХЛ" - это более серьезная программа, там рассказывается либо о клубе, либо об игроке, либо о тренере.

- К вопросу о посещаемости, почему такая огромная разница между Россией и Америкой в том, сколько зрителей приходят на матчи?

- Понимаете, США - это спортивная страна, по-настоящему спортивная. Я там долго жил, у меня там двое детей. Они живут спортом. Вот у меня сын играет и в баскетбол, и в наш футбол, и в американский, в хоккей что-то не очень (смеется). Они живут спортом. Когда происходят какие-то матчи, допустим, в городе, вот их команда (неважно, в футболе или бейсболе) выступает - город замирает.

Я никогда не забуду, когда был плей-офф в Питсбурге, я ехал в автобусе, и водитель, вместо того, чтобы объявлять остановки, поставил микрофон к радиоприемнику, чтобы весь автобус слышал трансляции матчей. Там в детских садах устраиваются вечеринки, посвященные тому, что сегодня вечером играют «Пингвины”. И их никто не заставляет. Там даже в зоомагазинах продаются ошейники и миски, брендированные “Пингвинами”. Там настолько спорт интегрирован в жизнь, что нам, я вам скажу, до них, как до Шанхая пешком. И, если мы будем идти в правильном направлении, то мы придем, но на это уйдет очень много лет. Потому что, во-первых, уклад жизни другой, во-вторых, инфраструктура - каждая мало-мальски приличная школа имеет великолепный спортивный зал, ледовую площадку, поле для бейсбола, футбола... И отношение к спорту другое, там никто не будет пытаться откосить от физкультуры или взять справку о том, что заболел, они обожают уроки физической культуры. То же самое и болельщики, здесь мы пока не выдерживаем конкуренции. В Америке, когда молодежная команда играет, посещаемость стабильно 2-3 тысячи. А в Канаде - какая вмещаемость у ледового дворца есть, столько туда и ходят. В этом аспекте нам есть к чему стремиться.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26728 от 29 января 2015

Заголовок в газете: «Не нужно идеализировать Америку!»

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру