Мужчины: Максим Ковтун, Сергей Воронов, Адьян Питкеев. Запасные: Константин Меньшов, Гордей Горшков, Артур Гачинский.
Женщины: Елена Радионова, Елизавета Туктамышева, Анна Погорилая. Запасные: Аделина Сотникова, Алена Леонова, Мария Артемьева.
Пары: Ксения Столбова — Федор Климов, Евгения Тарасова — Владимир Морозов, Юко Кавагути — Александр Смирнов. Запасные: Кристина Астахова — Алексей Рогонов, Вера Базарова — Андрей Депутат, Татьяна Волосожар — Максим Траньков.
Танцы на льду: Елена Ильиных — Руслан Жиганшин, Ксения Монько — Кирилл Халявин, Александра Степанова — Иван Букин. Запасные: Виктория Синицына — Никита Кацалапов, Екатерина Боброва — Дмитрий Соловьев.
Президент федерации Александр Горшков говорит, что дискуссий никаких на исполкоме не было, а состав, утвержденный единогласно, определен строго по результатам чемпионата России.
Домашний чемпионат был, как всегда, не прост. Очень плотно выступили пары и танцевальные дуэты — хотя и здесь были свои особые удачи: удалось вернуться в состав сборной Юко Кавагути и Александру Смирнову, удалось стать первой парой дебютантам Елене Ильиных и Руслану Жиганшину. Не удалось попасть на пьедестал, в отличие от набирающих обороты Ксении Монько — Кирилла Халявина и Александры Степановой — Ивана Букина, другим дебютантам, Виктории Синицыной и Никите Кацалапову.
Вновь заставило говорить о себе больше других видов одиночное женское катание. Одиночниц у нас теперь — высококлассных, заметьте, а не просто выступающих по списку от каждого региона — много. До такой степени, что две олимпийские чемпионки — Аделина Сотникова и Юлия Липницкая — в состав команды не попадают. Неплохо для уха болельщика звучит, да? Аделина, как известно, травмирована, в Сочи не выступала. А Юля выступала, хотя, может быть, ей это было и не нужно. Кто видел, как она буквально добиралась до бортика после неудачной произвольной программы, понял: нет сил вообще.
Недостаток времени на подготовку, поиски программы, отсутствие физической формы, позволяющей выполнять всю сложность программ (а без нее можно сегодня и не пытаться занять какие-то места), проблемы переходного возраста… Многовато для одной фигуристки, но привычно для этого вида спорта. Все знали, она нас к этому приучила за прошлый год, что Юля — боец. И все надеялись: к чемпионату России будет прорыв. Не случился, не смогла, девятая на национальном чемпионате.
Если сможет — вернется. Как возвращалась в сборную та же Ирина Слуцкая, в 1998 году не попавшая в состав команды. Заметим, команду совсем не того уровня, что нынче.
Победила у женщин двукратная чемпионка мира среди юниоров Елена Радионова — пятнадцать лет. Для многих Лена, как и Евгения Медведева (те же пятнадцать, но еще без права выступления на взрослых турнирах), стала открытием сезона.
«Все сделала. Все прыжки. Эти старты у меня получились успешными, потому что я выполнила свою задачу. Я хотела откатать две программы чисто. Справилась… А накатывать программу можно всегда, делать ее лучше и лучше. Нет предела совершенству».
Многие сегодня удивляются: чего это так девчонок-то прорвало? Откуда взялись талантливые да умелые такой мощной группой? И еще ведь маленькие на подходе!
А все это красивая и реальная иллюстрация плодов конкуренции и создания условий для роста. Когда-то появились на чемпионате России совсем юные Лиза Туктамышева и Аделина Сотникова. Конкурируя, спортсменки толкали друг друга вперед. Появившись мощно, не исчезли, хотя олимпийские судьбы сложились по-разному. Это был призывный флажок для всех. Для тренеров, юных фигуристок, которые более ощутимо уже понимали, к чему можно стремиться.
В одной только Москве в это же время уже растили кадры «Умка», «Серебряный», «Снежные барсы» — около десяти типовых катков в обычных жилых районах. Заниматься фигурным катание стало проще — круг не ограничивался лишь крупными школами, в которые если не попал, то с мечтой о фигурном катании простился.
Так что не надо удивляться — это юниоры все еще будут нас удивлять.
А Елена Радионова, Елизавета Туктамышева и Анна Погорилая едут в Стокгольм. Всем сезоном они это заслужили.
Мужской разговор
Такой спарринг — это надежда на прогресс. Максим Ковтун и Сергей Воронов практически плечом к плечу пришли к пьедесталу. В короткой программе Ковтун — первый, Воронов — третий, в произвольной Сергей — первый, Максим — второй. «Золото» вновь у Ковтуна (271,52, у Воронова — 270,53), он подтвердил звание прошлого года. Шестнадцатилетний Адьян Питкеев получает бронзу чемпионата России.
Максим после исполнения программы был не очень собой доволен. Смысл сказанного сводился к тому, что надо еще больше работать. Сорвал четверной сальхов — так же как и в финале Гран-при. Не получилось последнее вращение, не хватило контроля над телом из-за усталости.
Вспомнил Максим и прошлый чемпионат мира — тогда соперничать пришлось с Евгением Плющенко. И признался, что в этом году на чемпионате России выступать ему было проще — не потому, что не было олимпийского чемпиона, а потому, что «время идет, как-то спокойнее становится, хотя и в прошлом году и в этом я выходил на лед, чтобы сделать свое». Мудреет Ковтун, закалка уже срабатывает.
А Сергей Воронов, который в 2009 году был чемпионом России, когда на лед выходили совсем другие фигуристы, нежели сегодня, мудростью может уже вовсю делиться с товарищами по сборной. Воронов второй сезон показывает не просто хорошее катание, а прогрессирующее. Такое достигается не только ногами, в первую очередь головой.
Сергей сказал, что отработал произвольную программу на морально-волевых качествах, не все получилось, как хотелось. Но пошел на исполнение двух четверных прыжков, хотя почему-то и тяжело было кататься. И заметил, что последняя группа сильнейших вызывает и сильнейшие эмоции. С одной стороны, большая честь тебе выпадает: кататься с яркими фигуристами. С другой — не знаешь, что тебя ждет на сей раз. «Когда-нибудь этот спорт, наверное, меня погубит, но я счастлив, что нахожусь в нем и могу побеждать себя».
Шестнадцатилетний Адьян Питкеев занял в Сочи третье место. Отставание фигуриста от первых двух призеров в баллах пока велико, но и опыт, и весовые категории у медалистов тоже еще слишком разные. Адьян исполнил четверной прыжок, который, как он выразился, «пошел» у него перед чемпионатом России. Сказал после проката, что задачу отобраться на чемпионат Европы никто перед ним не ставил, но готов, если надо, ехать. Теперь за слова ответит.