Детективный сюжет
- Увлекаетесь ли вы фантастикой, детективами? - спросил я Каспарова в интервью, взятом когда ему было только семнадцать лет.
- Признаться, после шестого класса я несколько охладел к фантастическим романам, - ответил Каспаров. - А детективы никогда не увлекали меня, может быть, потому, что детективных сюжетов мне хватает за доской. Что же касается приключенческого жанра, то с ним у меня связана одна не очень приятная история. В турнире, где мне удалось стать мастером, во время одной из партий я заторопился домой - меня ждал недочитанный «Граф Монте-Кристо». И тут же допустил обидный зевок, встреча быстро закончилась, причем совсем не так благополучно, как эндшпиль в романе Дюма.
Популярный тренер
В семидесятые годы успехи Каспарова воодушевили юных бакинцев. Была открыта специальная детская школа. Нонна Аванесова, одна из ее наставниц, на вступительном занятии сказала:
- Прежде чем сделать первые ходы, давайте, детки, вспомним имена тех, кто создавал историю шахмат. Знаете ли вы каких-нибудь гроссмейстеров?
Лес рук.
- Гарик Каспаров! - хором закричали шестилетние девочки.
- Хорошо. Ну а кто такой Ботвинник?
Вопрос оказался сложнее. Будущие чемпионки на секунду замешкались, но не ударили в грязь лицом:
- Тренер Гарика Каспарова!
Долгоиграющий проигрыватель
Первый матч Карпов - Каспаров неимоверно затянулся, погряз в бесконечных ничьих. После девяти партий счет стал 4:0 в пользу Карпова, а после двадцати семи - 5:0. В результате поединок перестал быть ярким праздником, вошел в повседневный быт. Как сводка погоды, политические новости или программа передач на завтра. О матче появились анекдоты, в газетах печатались карикатуры. Претенденту на корону дали прозвище «долгоиграющий проигрыватель». Артисты шутили на эстраде: «Вчера состоялась 113-я партия на первенство мира, следующая ничья - в понедельник». Или: «Передаем сводку погоды. Сегодня в Мурманске минус 15 градусов, в Воронеже минус 9, в Сочи плюс 5, в Москве – ничья».
Наверное, чтобы сатирики и юмористы перестали подтрунивать над шахматами, Флоренсио Кампоманес и прервал этот безнадежно долгий матч...
Как позднее выяснилось, у неизвестного автора крылатого выражения «долгоиграющий проигрыватель» был предшественник, эстрадный драматург Олег Левицкий. Пятнадцатью годами раньше, после фиаско Ларсена и Тайманова в матчах с Фишером (оба проиграли ему с сухим счетом 0:6), Левицкий придумал такую репризу:
- Я рад, что сегодня в зале собрались большие поклонники искусства. Вы любите музыку и, конечно, интересуетесь музыкальной техникой. А знаете ли вы, какие проигрыватели сейчас самые лучшие?
Зрители приготовились услышать полезную информацию, а конферансье, сделав театральную паузу, продолжил:
- Не знаете? Так я вам скажу: из импортных - Бент Ларсен, а из отечественных - Марк Тайманов!
Непревзойденный рекорд
Победив в матче Ботвинника, двадцатитрехлетний Таль стал самым молодым чемпионом мира за всю историю, а уступив ему в матче-реванше, - и самым молодым экс-чемпионом. Однако четверть века спустя первый рекорд Таля побил юный Каспаров: он взял верх над Карповым и взошел на престол в двадцать два. Через год состоялся матч-реванш, в котором Каспаров уверенно лидировал, но во второй половине проиграл три партии подряд, и счет неожиданно сравнялся.
- Если вы будете продолжать в том же духе, - предупредил его Таль, - то сумеете побить и второй мой рекорд: станете самым молодым экс-чемпионом.
Эта шутка подействовала на Гарри: он взял себя в руки и убедительно провел финиш поединка. Так что второй рекорд Таля остался непревзойденным, ему уже более полувека...
Большевик
Когда в начале девяностых по вине Каспарова произошел раскол в шахматном движении, Спасский дал ему прозвище «большевик». При этом он очертил три революционные установки большевика Каспарова. Первая: кто не с нами - тот против нас. Вторая: если враг не сдается, его уничтожают. Третья: не знаем что, но доведем до конца.
Непьющий чемпион
В 1994 году на шестом канале ТВ состоялась передача «Прямой эфир Карпов – Каспаров» (одним из авторов которой был автор этих строк). Диалог двух чемпионов получился острым и увлекательным, и в скором времени передача завоевала телевизионную премию «ТЭФИ» по спортивной номинации. А сразу после окончания диалога все, кто собрался в студии - здесь были поклонники и Карпова, и Каспарова, - пили шампанское. Каспаров на минуту задержался, и тут появился довольный Эдуард Сагалаев, тогдашний руководитель канала, который пригласил Гарри присоединиться ко всем и тоже выпить свой бокал. Однако, увидев издалека Карпова, Каспаров заявил, причем так громко, чтобы все слышали:
- Я вообще не пью, а в такой компании тем более, - и с высокомерным видом проследовал к лифту.
Так что сделать ценный кадр - двух чокающихся «К» - не удалось.
Два гения
Гроссмейстер Леонид Шамкович в семидесятые годы перебрался из Москвы в Нью-Йорк. Однажды в Америке он встретил Фишера и показал ему интересный этюд, с которым не мог справиться ни один шахматист. Однако американский чемпион нашел решение всего за три минуты, и Шамкович понял, что Фишер - гений. А спустя пару лет он провел эксперимент с Каспаровым: предложил разобраться с этим же этюдом, то есть вступить в заочный спор с Фишером. Гарри согласился и уже через две минуты обнаружил путь к победе. Тогда Шамкович объявил всем, что Каспаров еще больший гений, чем Фишер, - на целую минуту.
Гипотеза подтвердилась
Лет пять назад британская фирма Creators Synectics провела опрос с целью выявить среди живущих в настоящее время людей 100 «гениев», чьи заслуги наиболее весомы для человечества. Электронные письма были направлены 4000 тысячам англичан с просьбой назвать свою десятку претендентов на звание гения. В обшей сложности было названо 1100 имен, из которых и выделили сотню с наибольшей суммой баллов. В список 100 гениев попали знаменитые люди – ученые и изобретатели, политики и спортсмены, писатели и поэты, композиторы и пианисты, художники и архитекторы - из более чем двадцати стран. Среди них трое россиян: математик Григорий Перельман, доказавший гипотезу Пуанкаре (9-11-е места), шахматист Гарри Каспаров (25-е место) и конструктор стрелкового оружия Михаил Калашников (83-90-е места). Чуть ниже расположился еще один шахматист – одиннадцатый король Роберт Фишер (32-39-е места). Таким образом, подтвердилась гипотеза Шамковича о том, что в шахматном мире два гения – Каспаров и Фишер, причем Гарри чуть гениальнее Роберта.
(продолжение следует)