«Я всегда в футболе»
— Валерий Георгиевич, успели соскучиться по вас на тренерской скамейке, признаемся, а ведь вам всего-то 60 исполняется! Не рановато ли решили уйти? Не хватает вас!
— Из футбола-то я и не уходил. Всегда рядом. После того как был президентом и главным тренером «Алании», сосредоточил свои усилия на масштабном проекте «Объединенная лига». И пусть я сейчас в роли функционера, а не тренера или руководителя клуба, мне это нравится. Нет-нет, я не скучаю по ежедневной работе с футбольной командой.
— Часто, когда вспоминают вашего старого друга и соперника Романцева, говорят, что возвращение на тренерский пост после столь длительного, как у Олега Ивановича, творческого перерыва невозможно. Существует эта точка невозврата, как считаете?
— Не думаю, что если ты всю жизнь в футболе, следишь за его тенденциями, то можно отстать. Вы поймите: у меня есть жизненные принципы, свои цели и задачи — и я не могу просто так принять ту или иную команду. За свою тренерскую карьеру я выиграл с клубом практически все, что возможно. Не хватает лишь Лиги чемпионов. Если последует предложение от клуба с амбициями, которые совпадают с моими, то его можно и рассмотреть. Остальное мне совершенно не интересно. Выиграть уже которое по счету чемпионство, Кубок или Суперкубок — зачем? У меня нет мотивации работать с такими задачами.
— А выиграть домашний чемпионат мира со сборной?
— Знаете, многие почему-то думают, что это невозможно. Но здесь, как и в случае с Лигой чемпионов, многое зависит от веры. Я вам скажу: победить там можно! Помню, как в 2005 году на первом собрании ЦСКА в Италии, куда мы прилетели на подготовительный сбор, я объявил игрокам цель: дойти до финала Кубка УЕФА. Объяснил, что если пройдем португальскую «Бенфику», то с большой долей вероятности будем в еврокубковом финале. Все ли мне поверили тогда? Думаю, если кто-то сразу и не поверил, посчитал, что я шучу, то потом такие люди поняли, что ошибались.
Мы разработали специальную программу подготовки. В итоге красиво прошли «Бенфику» и попали в 1/8 финала. Задача дойти до финала стала отличным стимулом для игроков, журналистов, болельщиков. Когда ставишь высокие цели и каждый день стремишься к ним, становишься действительно ближе к успеху. И в итоге ведь все футболисты поверили, что могут победить, — не просто дошли до финала, но и выиграли почетный трофей! Как говорил знаменитый граф Калиостро в комедии Марка Захарова «Формула любви»: «Мысль материальна».
«Мы с женой вместе уже 39 лет, у нас трое детей...»
— И с какими мыслями подходите к 60-летию?
— Первая мысль: стал старше еще на год. Как всегда в таких случаях, думаю: а что еще я могу сделать для своей семьи, близких, друзей? Какие новые направления могу найти в профессиональной деятельности?
— Праздновать будете с размахом?
— По-русски. В кругу друзей и родных.
— По-прежнему на праздниках всегда выпиваете три рюмки?
— Конечно: выпьем по осетинской традиции за Господа Бога, за святого Георгия и, конечно, за саму годовщину.
— А осетинские три пирога-то будут?
— А как же? Без этого не могу себя представить праздник!
— Как ни крути, 60 лет — солидный рубеж. Подводите промежуточные итоги?
— Главное — у меня отличная семья. С женой Беллой вместе уже 39 лет, у нас трое замечательных детей, которыми я искренне горжусь. И души не чаю во внуках. Я всегда хотел иметь большую семью — и мне это удалось. Думаю, внуков еще прибавится. Что еще в жизни надо? Профессия? Есть и профессиональные успехи. Так что гневить Боженьку мне нельзя, а надо сказать спасибо за предоставленную возможность реализовать себя и на семейном, и на футбольном поприще.
— Чем занимаются ваши дети?
— Все трое учились в юридической академии. Дочка Виктория сейчас ее заканчивает. Младший сын Аслан занимается бизнесом. Старший, Владимир, делает успехи на тренерском поприще. Сейчас он возглавляет казахстанский «Актобе», с которым прошел во втором квалификационном раунде Лиги чемпионов тбилисское «Динамо».
— Владимир часто просит совета у вас, как у опытного коллеги?
— Он самостоятельный тренер. Я, конечно, как и любой родитель, переживаю за него, интересуюсь, как дела, но в его работу никогда не лезу и не пытался этого делать. Разговариваем, обсуждаем, но у него и без моей помощи все складывается хорошо: команда идет на законном первом месте в чемпионате Казахстана.
В четверг (разговор был накануне. — «МК») будет важнейшая ответная игра в Лиге чемпионов со «Стяуа». Первый матч (2:2) прошел при подавляющем преимуществе «Актобе», но, создав огромное количество моментов, забить смогли лишь дважды.
— Владимир Валерьевич тоже приучает своих футболистов мечтать о победе?
— Знаете, вот это уже, наверное, как раз в генах заложено... Кстати, интересная история о нем вспомнилась. Когда Володя был ребенком, мы с женой его приучали, что в чай не надо класть больше двух кусочков сахара: вредно же. И вот однажды, когда у нас в гостях были друзья, один из них решил положить себе третий кусочек сахара. Так наш сын его схватил за руку: «Нельзя!» «Почему?» — удивился гость. «Мама не разрешает больше двух кусков!» — ответил Владимир. Смеялись в голос... Вот она — привычка. С победными традициями в футболе все так же.
— Значит, чтобы российским клубам добраться до финала Лиги чемпионов, не хватает веры в собственные силы?
— Судите сами: по уровню финансирования чемпионат России сопоставим с ведущими европейскими первенствами (Англии, Германии, Испании, Италии и Франции). По крайней мере, первые 8–10 наших клубов. Нужно не отставать и в остальном. Наши клубы уже созрели для этого. Но проблемы с инфраструктурой, судейством, безопасностью нам мешают. Не хватает современных стадионов. Ни один из российских клубов не соответствует требованиям финансового фейр-плей. Потому что доход в первую очередь должен складываться из продажи телевизионных прав и заработанного на арене непосредственно в день матча. Без этого сложно рассчитывать и на победы в Лиге чемпионов, и на аншлаги...
«Система «осень–весна» дает плоды»
— С чем можете связать столь высокую результативность клубов РФПЛ в стартовом туре? Отголоски бразильского мундиаля?
— В первую очередь дело в переходе на систему «осень–весна». Команды хорошо потрудились в межсезонье на сборах, а теперь стартовали на отличных полях, а не ковыряются в грязи, как было на старте раньше. Тогда, вы помните, разница в исполнительском мастерстве нивелировалась, а лидеры совершали необязательные очковые потери.
— Раз уж мы вспомнили о чемпионате мира, не можем не спросить: в Бразилии многие команды использовали тактическую схему с тремя центральными защитниками, по которой играл ваш ЦСКА, выигравший Кубок УЕФА. Опередили время?
— Я использовал подобную систему игры еще в 90-х. Считаю ее очень удобной, ведь схема способна меняться по ходу матча от крайне осторожной до сверхатакующей. Но здесь очень важен подбор исполнителей.
— Нам кажется, вы немного скромничаете. С хорошими игроками любой может добиваться побед. Ваш же ЦСКА был не самым звездным в Европе...
— У успеха всегда три составляющие: президент, тренер, игроки. Вспомните чемпионат мира. Сборная Бразилии была сформирована из выдающихся игроков, представляющих на клубном уровне «Реал», ПСЖ, «Челси», «Барселону»... И ни одной мысли. Вся надежда была на мастерство Халка, Неймара, Оскара. Это демонстрирует, что набор хороших игроков — еще не команда. Не знаю, что случилось со Сколари, уже приводившим бразильцев к победе на мундиале, но команду освистывали. С португальцами похожая история. Это в первую очередь тренерские провалы. Кстати, на последнем победном для Бразилии мундиале-2002 команда Сколари действовала по схеме 3–5–2 с тремя центральными защитниками.
Да, быть может, подбор игроков был у пентакампеонов не тот, что с Роналдо и Роналдинью 12 лет назад. Подвел центральный нападающий Фред, на месте которого не хуже мог бы сыграть Жо, а уж Вагнер Лав точно смотрелся бы лучше. Но решать тренеру, которому и отвечать за результат. Вот Сколари и ответил...
Важен стимул: пример лучшего бомбардира мундиаля Хамеса Родригеса довольно показателен. Я видел его еще полгода назад, когда посетил матч «Монако». Хамес уже тогда смотрелся неплохо, а потом провел серьезнейшую подготовку к главному турниру, на котором сумел выстрелить. В итоге контракт с «Реалом» и статус звезды первой величины.
Помню, как в перерыве во время нашего финала Кубка УЕФА, когда мы уступали 0:1, сказал ребятам в раздевалке: «Впереди у вас еще 45 минут. Возможно, второй возможности подняться на такую высоту в карьере уже не будет. Все в ваших силах!» И они выиграли и стали героями.
— Валерий Георгиевич, такие слова и мы бы могли произнести на вашем месте. Не в этом же дело...
— Главное, что футболисты мне поверили и добились успеха. Конечно, вера в тренера — неотъемлемое условие. А добиваться этого доверия необходимо каждодневной работой и результатами, которые она приносит. Игроки должны играть и за себя, и за клуб, и немножко за тренера.
— Но как найти таких игроков, которые готовы не только верить тренеру, но и сами по духу являются победителями?
— Это кропотливая работа. Обратите внимание, что между той командой, которая выиграла первый чемпионский титул в России в 2003-м, и той, что подняла Кубок УЕФА, огромная разница. Аж в 7 игроков основного состава. А ведь эти команды разделяет меньше двух лет.
«Вы бы видели, как братья Березуцкие выкладывались на тренировках!»
— А ведь над вами посмеивались, когда вы верили в тех же братьев Березуцких. Сложно было сделать на них ставку в такой ситуации?
— Да, я верил в ребят. Всегда говорил им, что буду выпускать на поле, что бы о них ни говорили и ни писали. В клубе должна присутствовать аура авторитета, которую чувствуют не только партнеры по команде, но и соперники. Эти ребята — Березуцкие, Игнашевич, Акинфеев — ею, несомненно, обладают и продолжают выигрывать титулы для ЦСКА и по сей день. Присутствие в команде таких игроков подстегивает остальных, не позволяет расслабиться.
— Но для того, чтобы поставить в свое время в основу тех же Березуцких, необходимо было обладать не только тренерским чутьем, но и сильным характером.
— Пожалуй. Но вы бы видели, как выкладывались на тренировках эти молодые ребята, которым не было и 20 лет. Потенциал был очевиден, однако мне пришлось провести много индивидуальных бесед, многое объяснять. И они поверили.
— В киевском «Динамо» при вас заиграла целая плеяда молодых игроков.
— Ярмоленко, Хачериди, Гармаш, Коваль... А ведь с тем же Ярмоленко было совсем не просто. Помню, как украинские журналисты буквально умоляли меня не ставить его в состав. Никогда. Но я продолжал его выпускать. И сейчас очевидно, кто был прав. Просто журналисты, болельщики судят по отдельным эпизодам, а тренер видит игрока каждый день. Как я видел до этого Васю и Лешу.
Что такое тренировка? Это становление игрока. Сначала надо научить футболиста хорошо тренироваться, что переходит, в свою очередь, в качество игры.
За свою тренерскую карьеру я понял, что молодым талантам (а не разглядеть настоящий талант профессиональному тренеру сложно) необходимо доверять. Надо сразу ставить их в основу. При этом в самых ответственных матчах. Да, они будут ошибаться, но иначе вырастить звезду не получится. А только с большими футболистами можно достигать больших побед на крупнейших соревнованиях.
В Бразилии не боятся доверять молодежи. Только увидели талантливого парнишку — сразу в основу. Уже есть на этой позиции зрелый мастер? Продаем! На него есть спрос. А молодой парень через какое-то время станет полноценной заменой.
— Есть ли тренеры-россияне новой волны, способные работать с молодежью столь же продуктивно, как и вы?
— Леонид Слуцкий в ЦСКА отлично справляется со своей работой. Отмечу также Дмитрия Аленичева, Игоря Колыванова. Мой сын Владимир успешно работает... Эти специалисты прогрессируют.
— И давайте «на посошок» вернемся к теме вашего юбилея. Самый памятный подарок, что получали на день рождения?
— Сам не помню, но мама рассказывала такую историю. В годик передо мной положили гору подарков, а я подошел и выбрал маленький мячик. Тот выбор и предопределил мой дальнейший жизненный путь. Всю жизнь — с круглым мячом. Так что, получается, это и был лучший подарок.
ПРО ПЕРВУЮ ЗАРПЛАТУ
— Ее я получил в 1971 году. 17 лет тогда было. Взяли на ставку в команду мастеров. Но зарабатывать самостоятельно я начал раньше. С мальчишками из двора, когда нам было по 11–12 лет, ходили разгружать вагоны. Мы недалеко от станции жили. 5 рублей на человека получишь — хорошие деньги были! Где-нибудь 4.50 родителям отдашь, а 50 копеек себе оставишь. Тоже можно было разгуляться!..
ПРО ВЕРУ
— Да, я верующий человек. Это очень важно. В церковь довольно часто захожу. Иногда один, иногда с семьей. Хотя в советское время по-другому воспитывали. Люди крестик под одеждой прятали. Я? Нет, я никогда ничего не прятал!