Очередь надо соблюдать
Задумав в восьмидесятые годы снять фильм о всех чемпионах мира - от Стейница до Каспарова, журналист Виталий Мелик-Карамов обратился к Талю, чтобы договориться с ним об интервью.
- А со Стейницем вы уже договорились? - поинтересовался Таль.
Женские возможности
Когда женскую корону завоевала Майя Чибурданидзе, один из корреспондентов спросил Таля:
- Скажите, как вы расцениваете шансы Майи стать чемпионом мира среди мужчин?
- Во всяком случае, выше, чем мои - стать чемпионкой мира среди женщин, - не задумываясь, ответил Таль.
Порода
На Рижском взморье мать Таля, Ида Григорьевна, решила познакомить его с интеллигентной грузинской старушкой, носившей когда-то титул княгини. Когда она рассказала сыну о бывшей княгине, Михаил мгновенно отреагировал:
- Мамочка! Княгиня не может быть «бывшей», как не может быть «бывшим» сенбернар. Это порода, а не должность.
Фирменная шутка
У Таля было немало фирменных шуток, которые он любил произносить в разных компаниях. Вот одна из тех, которые он часто использовал в ресторанах... далеко за полночь:
- Официант! Смените собеседника!
Паспорт
Сборная СССР прибывала на аэропорт в Белград, и капитан команды Александр Котов напомнил гроссмейстерам, чтобы они приготовили паспорта. Все выполнили указание, кроме Таля.
- Меня и так все знают в Югославии, - объяснил Таль, - и пограничники будут спрашивать не мой паспорт, а мой автограф. А ручка у меня всегда наготове.
Еле живые классики
На вечере, посвященном победе Каспарова в финальном матче претендентов 1984 года над Смысловым, юного претендента спросили, что он думает о Фишере.
- Пусть лучше ответят его соперники, присутствующие здесь живые классики! - переадресовал Каспаров вопрос сидящим рядом с ним в президиуме Петросяну и Талю.
При этих словах дремавший Таль (он был слегка подшофе) встрепенулся, поднял голову и пробормотал: «Еле живые классики…». И проявив в очередной раз свое остроумие, снова погрузился в сон. Петросян поморщился, но тут же картинно принюхался к своему соседу за столом президиума, махнул рукой и рассмеялся.
Деформированные руки
Однажды во время гастроскопии Талю нечаянно порвали сосуд. Началось сильное желудочное кровотечение. Он потерял два литра крови, вызвали «скорую». Врач долго не могла попасть в вену, чтобы поставить капельницу. Нервничала и бормотала:
- У вас деформированная ключица. - Таль на мгновение вышел из бессознательного состояния и приоткрыл глаза.
- Это у вас деформированные руки, - ответил он строго. И снова отключился.
Бой виски
На тренировочном сборе команда, в которую входил Таль, собралась в ресторане, закутила, загуляла. Тренер был в ярости, вломился в зал и закричал:
- Все! Объявляем бой виски! - На что Таль тут же отреагировал:
- Бой, виски! - позвал он официанта.
Особый такт
В 1986 году в Ереване состоялся Мемориал Петросяна, и в то же время в Мексике проходил чемпионат мира по футболу. Как-то утром на турнире после футбольного матча СССР – Венгрия к одному из судей подошел Марк Тайманов и спросил, как закончилась игра в Мехико. Тот уже собрался порадовать гроссмейстера, что в матче группового турнира счет 6:0 в нашу пользу, но осекся… Ведь неправдоподобный результат совпадал с фиаско самого Тайманова в поединке с Фишером – 0:6, и экс-претендент мог воспринять ответ как насмешку над ним! И тут на выручку пришел Таль, который всегда отличался особым тактом. Он сказал, что советская сборная выиграла, но после 3:0 шахматисты потеряли интерес к игре, бросили смотреть и пошли спать, так что окончательного счета не знают (по ереванскому времени матч в Мексике игрался ночью).
Единственное поражение
У Таля было три официальные жены. Браки с первой супругой - Салли и с третьей - Ангелиной длились долго. А вот вторая женитьба протекала в темпе блиц. В семидесятые годы одна из представительниц славного города Тбилиси была супругой Таля всего несколько дней.
С очаровательной грузинской девушкой Ирой Михаила сосватала его мама. Невеста оставляла впечатление настоящего ангела: чистая и возвышенная, навещала Таля в тбилисской больнице, когда ему делали там операцию, посвящала стихи. Дело кончилось тем, что Таль с размахом отгулял свою вторую свадьбу, пышную и помпезную, ее даже показывали по грузинскому телевидению. Молодожены сразу улетели в Москву, где остановились в гостинице. И тут выяснилось, что новобрачная вышла замуж за шахматного гения с одной-единственной целью: отомстить своему другу-грузину, известному борцу, которого много лет любила, а тот не отвечал ей взаимностью (видно, сдерживал чувства). И хитрая девушка добилась своего: узнав о свадьбе своей возлюбленной с Талем, гордый грузин, посрамленный и униженный, прилетел в Москву, примчался в гостиницу, где разместились молодожены, и заявил, что если черноглазая красавица не будет принадлежать ему, он наложит на себя руки. Естественно, обманщица покинула столицу со страстным кавказцем, а Таль снова стал холостым. Это было его единственное поражение на любовном фронте, и Миша старался не вспоминать о нем.
Польза от грамотности
Со своей третьей женой, Ангелиной, Таль познакомился при следующих обстоятельствах. В 1970 году после долго перерыва он приехал в Ригу, чтобы сыграть в очередном чемпионате СССР. Однако латвийский спорткомитет лишил его такой возможности, последовали и другие наказания. И все из-за то, что рижский волшебник шахмат якобы решил поменять Латвию на Грузию - так «испорченный телефон» донес до начальства ту самую грузинскую историю с женитьбой. Талю предложили стать комментатором чемпионата, и он согласился. Машинистка, которой Михаил диктовал отчеты после туров, делала много ошибок, и он попросил найти кого-нибудь пограмотнее. В редакции рижского журнала «Шахматы» работала опытная девушка, перворазрядница Геля Петухова, она и взялась в свободное время помогать Михаилу. Дальнейшее понятно: через два года состоялась свадьба, а потом на свет появилась дочь Жанна...