Величайшая и легендарнейшая супервеломногодневка на Земле, которая в 101-й раз в истории закончилась в воскресенье, 27 июля.
На сей раз — победой итальянца Винченцо Нибали из «Астаны», который надел на себя желтую майку лидера еще после 2-го этапа, аж 6 июля в английском Шеффилде, и потом за всю гонку упустил ее лишь раз. (Как шутили во Франции — подарил на День взятия Бастилии, национальный праздник, «мушкетеру» Тони Галлопену.)
…и Майка — в красный горох
Зеленая амуниция лучшего спринтера — у словака Петера Сагана из «конюшни» Cannondale, а белая в красный горох майка — у поляка, простите за очевидный каламбур, Рафала Майки из Tinkoff-Saxo.
Российская команда «Катюша» тоже на Тур де Франс-2014 явно была на виду. Уже четыре года лучшая велодружина страны не выигрывала на культовой веломногодневке ни этапа — а тут вырвала сразу два.
Оба на счету норвежского спринтера Алекса Кристоффа (подробнее о его победах — в предыдущих заметках с Тура).
Кстати, возвращаясь к Майке: у иных моих коллег в частных беседах проскакивало недоумение. Как, мол, можно, отпахав совсем недавно «Джиро» (супермногодневка номер два в веломире), потом покорять этапы и «горох» на Тур де Франс?
Впрочем, слова «допинг» я не написал — заметили?
Напишу сейчас. Вот: допинг.
Кто будит гонщиков в 6 утра?
Слишком долго он, как оказалось, был спутником Тура (да и всего, по чести сказать, велоспорта), чтобы вот так запросто и навсегда легендарнейшая гонка избавилась от не самого приятного флера.
Достаточно заметить, что все триумфы знаменитого американского гонщика Лэнса Армстронга в конце XX и начале XXI века были объявлены недействительными. И у Туров с 1999 по 2005 гг. победителей просто не существует.
Таким образом, к слову, рекорды Анкетиля, Меркса, Ино и Индурайна (5 побед в Тур де Франс на брата) так и остались непокоренными.
Но сейчас ситуация, как рассказали знающие люди (не под диктофон, что важно!), значительно лучше. Борцы с допингом работают практически не покладая шприцев — и шансов улизнуть от них мало.
Правда, иногда их рвение стороннего человека шокирует: могут заявиться и в 6 утра, как было с «Катюшей» перед одним из этапов.
«Но работать научились быстро, надо, конечно, отдать им должное, — рассказал за завтраком заслуженный-перезаслуженный доктор. — Быстренько собрали анализы — и прости-прощай, поехали разбирать на молекулы…»
«Тур» для газеты
А знаете ли вы, что Тур де Франс придумали… журналисты?
Я теперь знаю. И даже знаю когда: 20 ноября 1902 года.
В этот день коллеги из газеты L’Auto (предшественник нынешней L’Equipe) обедали в одном из парижских кафе — и выдали на-гора гениальную, как оказалось, идею: провести гонку по всей Франции.
Еще в начале 1903 года (то есть до Тура) число подписчиков газеты составляло 25 тысяч — а по окончании дебютной веломногодневки выросло до 65 тысяч. То есть — более чем в 2,5 раза! А в ходе Тур де Франс-1923 продавалось уже полмиллиона экземпляров этой самой газеты в день…
Не проводился Тур только в годы Первой мировой войны. И, конечно, из-за Второй мировой.
Сломанная ключица, поломанная нога…
Нынешний, 101-й Тур де Франс, между прочим, дань памяти погибшим в Первой мировой отдал.
5-й этап стартовал в бельгийском Ипре примерно в тех самых местах, где 100 лет назад шли страшные сражения. И где впервые был применен газ, получивший впоследствии название по этому городу, — иприт…
Впрочем, этап оказался примечателен не только этим: часть его прошла по брусчатке, обильно политой кровью и потом участников одной из самых жестоких однодневных гонок в мире велоспорта — Париж–Рубэ.
И без того тяжелую трассу смочил дождь — и завалам не было числа. Причем — массовым.
В итоге дважды упал — и, увы и ах, снялся с Тура — прошлогодний его триумфатор британец Крис Фрум.
А теперь учтите, что другой британец, Брэдли Уиггинз, Тур де Франс на сей раз не поехал (говорят, именно из-за Фрума, не желавшего делиться берлогой с другим медведем), испанец Альберто Контадор поломал ногу после жуткого падения на 10-м этапе (первом горном), а британец номер три, Марк Кэвендиш, сломал ключицу еще на старте, решив стать героем на родной земле сразу после отъезда из Лидса: супермногодневка на сей раз стартовала по ту сторону Ла-Манша… И вы поймете, что конкурентов у Нибали на этом «Туре» в конце почти и не осталось.
■ ■ ■
…Справедливости ради: «Катюша» заканчивала супервеломногодневку тоже далеко не в полном составе — и уже поэтому достойна наших с вами аплодисментов.
Молодцы мужчины! Дотерпели!
Хотя если вы посчитаете, что кто-то из этих изодранных наждаком асфальта, истерзанных рывками к финишу тогда, когда сил уже, казалось бы, не осталось, умудряющихся уворачиваться от наваливающихся с обочин сотен тысяч людей наших героев не очень аплодисментов заслуживает — загляните в их умные глаза.
Просто загляните. Если, конечно, найдете их, провалившиеся за выступающие скулы на изможденных трехнедельных адом лицах…
Кто-то еще думает, что это так легко — крутить педали по Франции?