Впрочем, в этом сезоне ни «Анжи», ни даже ЦСКА в финале мы не увидим. Побьются за трофей в четверг, 8 марта, ростовчане и краснодарцы. Если официально — ФК «Ростов» и ФК «Краснодар». Перед игрой спецкор «МК» побывал на Дону и, конечно, не упустил возможности пообщаться с бывшим голкипером московского «Спартака» и донецкого «Шахтера», а ныне ростовчанином (и вратарем сборной Хорватии) Стипе Плетикосой. Говорящим, к слову, на прекрасном русском языке!
— Стипе, ну, тема номер один, понятно, финал Кубка России. Для Ростова — огромное событие. Для тебя, наверное, тоже. Хотя ты много играл за Хорватию на высочайшем уровне: чемпионаты мира, Европы… Но финал Кубка России — это ведь первый раз в твоей карьере?
— Да, первый раз. Очень рад буду стать участником такого матча. Дай Бог, конечно, чтобы со здоровьем все хорошо было. Приятно отметить: престиж национальных кубков везде, и в Европе тоже, возвращается. А то одно время многие на Кубок... как бы сказать поточнее...
— В России говорят — «забивали»…
— Да, именно «забивали». Сейчас уже нет такого. Люди на улице праздновали, когда мы в финал вышли. У дома, где живу, постоянно все спрашивают: привезем ли кубок в Ростов? Город живет этим вместе с нами. Четыре раза полуфиналы уже — сколько можно! А в финале Кубка России «Ростов» — первый раз с 2003-го…
Надеюсь, кстати, что болельщиков наших на стадионе в Дагестане много будет. Не меньше, чем краснодарских.
— Про престиж Кубка ты сказал. Выход в финал «Краснодара» в этой связи не удивил? ЦСКА ведь и вправду отчаянно бился…
— Нет, «Краснодар» не удивил. Президент Галицкий у них очень сильный. Очень нравится, как он работает. Все правильно делает. Свои деньги в развитие футбола вкладывает. Вот у вас часто в России говорят про лимит. А как же развитие детского футбола? Ведь это на самом деле важнее! Нужно, чтобы поле было возле каждого дома. У нас в Хорватии каждые 20 метров поля. Оттуда футболисты растут. В общем, мне нравится направление работы Галицкого. Команда растет — будут играть в Лиге Европы…
— Подожди, может, еще не будут...
— Ах, ну да. (Смеется.) Через чемпионат пусть лучше туда выйдут (если попадут в первую пятерку. — А.Л.). А мы — через Кубок. Нам тоже надо в Европу. Чтобы там знали: футбол в России — не только Москва, Питер и Казань. Помню, как расстроился, когда прочитал, что отдельные люди у вас хотят объединенный чемпионат с Украиной. Откуда вообще взялась эта идея? Зачем это? Лучше развивать футбол в российских городах. Краснодар, Ростов, Самара…
— А «Спартаку» желаешь попасть в еврокубки? Или обида на то, что заставили уйти, сильнее?
— Нет обиды. Я слежу за командой, где провел прекрасные три с лишним года. Знаю, что есть те, кто радуется неудачам «Спартака». Я — нет. Переживаю за команду. Это самый большой клуб в России. Но они 11 лет ничего не выигрывают. Значит, надо менять что-то в управлении...
— Вот после того, как не смогли пройти в Кубке России «Тосно» и не выиграли в чемпионате у «Анжи», и поменяли — убрали тренера Карпина…
— Не только в этих матчах дело. Сколько денег в «Спартак» за последние годы вложили! А ничего ни с кем не получается — значит, что-то не так делают, верно? Скажу свое личное мнение: владельцу клуба Федуну больше надо следить за тем, что происходит внутри клуба. Следить за расходом денег. Следить за командой. А то, помню, когда я играл в «Спартаке», мы за 3 года видели его 3 раза. Да, он серьезный человек, у него другие дела есть, и в конце концов ему решать, как лучше поступать. Но я бы на его месте следил за командой каждый день. Как Ахметов в «Шахтере». Как тот же Галицкий в «Краснодаре». Это же здорово подстегивает и футболистов, и менеджмент, правда?
— Ты говоришь, обиды на «Спартак» нет, но все же убрали тебя очень некрасиво...
— Да, было тяжело... Не знаю, почему в России так принято. Но когда решили, что я не буду больше играть, все обходили стороной. Как будто вирус у меня какой-то. И врачи, и массажисты, и футболисты… Меня поразило это! Моему агенту звонил Асхабадзе, говорил: Плетикоса будет бегать по кругу. Пока контракт не закончится. С 6 утра каждый день. И я в итоге развернул контракт...
— То есть разорвал…
— Да, разорвал. Я отказался от большей части денег. А там серьезные деньги были. От 80 процентов отказался. 20 процентов за оставшийся год обещали выплатить. И все равно не дали столько, на сколько я с Карпиным договорился.
Такие вещи в такой команде не должны происходить. И я думаю, Федун не знает об этом (вот тут сильно сомневаюсь. — А.Л.). А болельщики «Спартака» аплодируют мне до сих пор.
— Давай о более приятном. Чемпионат мира на носу. Матч открытия — Бразилия против Хорватии!
— Наша сборная — она обычно хорошо играет в таких матчах. Когда повышенная ответственность, когда многое на кону. Например, в финальном турнире чемпионата мира или Европы или в отборе с Сербией. Можем сюрприз преподнести, в общем. Хотя фаворит, конечно, Бразилия. Но их это может ведь и задавить. Они-то дома. Тяжело психологически им будет... Но, поверь, пока об этом не думал — до твоего вопроса. Финал Кубка России у нас — вот что важно. Один умный человек мне сказал как-то: на каждую игру надо выходить как на последнюю!
— Ну, это по-нашему! А в чем секрет футбольной Хорватии помимо мастерства футболистов? Командный дух? Говорят, вам даже деньги за игры в сборной не платят...
— Ну, конечно, у нас есть бонусы. Но честно: на это никто не обращает внимания. Сколько могут — столько дают, это никогда не обсуждается. Просто у нас любят играть за свою страну. Никто не хочет подводить людей, которые воевали за Хорватию. Много погибло людей… В общем, эмоции — это наша сила!
— Меня удивляло всегда, как прекрасно в России сербы и хорваты общаются между собой. Многие футболисты дружат. Хотя вы воевали!
— Это разные вещи. Вы в России же отмечаете 9 Мая. Хотя многие могут дружить с людьми из тех стран, с кем тогда воевали. У нас тоже есть День Победы. Нельзя забывать про то, что было. Но надо двигаться вперед, это жизнь.
— Раньше сборную у вас тренировал Славен Билич, теперь — Нико Ковач…
— Мне Нико нравится как тренер. Да, мы долго играли вместе. Но, может, завтра и я стану тренером? Учусь у него... Главные черты? Германский менталитет. Дисциплина. На поле и вне его. Мне нравится, что все четко, все структурировано. Все завтракают вместе и так далее...
Физически он тоже может подготовить команду как следует. Это важно. Мы играем в Манаусе. Там жарко, влажность большая. Если ты физически не готов — лучше туда вообще не ехать!
— Ну, раз уж заговорили про тренеров — скажи пару слов про рулевого «Ростова» Миодрага Божовича.
— А, Божо… Видишь, у меня сразу улыбка… Я кратко скажу: одна из главных причин, что я здесь, — это он. Люблю с ним работать. Потому что он доверяет футболистам.
...Прощаемся. Шеф пресс-службы «Ростова», легендарный журналист и человек Леонид Трахтенберг, по заданию которого, кстати, я 22 с лишним года назад написал первую в жизни заметку в газету, показывает мне автомобиль Плетикосы.
Скромный такой. Рядом с джипами некоторых футболистов смотрится почти незаметно. Но — надежный.
А я думаю: «О, а ведь и сам Стипе такой. Без пафоса. Но не подведет...»
Ростов-на-Дону — Москва.