С одной стороны, для команды, которая по подбору исполнителей уступает не только «Зениту», ЦСКА, «Локомотиву» и «Динамо», но и «Краснодару», вариант не самый плохой. Тем более, что совсем недавно сменился тренер, а глаза у игроков горят лишь по большим праздникам. Но с другой, ведь именно «Спартак», а вовсе не «Зенит», называли перед зимним перерывом главным конкурентом «железнодорожников» на чемпионский титул. Команда тогда еще Карпина отставала от «Локо» и «Зенита» всего на одно очко, Юра Мовсисян возглавлял список бомбардиров чемпионата, а футбол в исполнение красно-белых на тот момент пусть и отдаленно, но больше, чем у остальных, напоминал чемпионскую игру.
Прошло не так много времени, а команду словно подменили. В 8 весенних матчах чемпионата одержана всего 1 победа, в 6 матчах красно-белые не смогли распечатать ворота соперников, а общая разница забитых и пропущенных мячей 4:12. И это не учитывая кубковый конфуз, что случился со «Спартаком» в матче с представителем третьего по рангу футбольного дивизиона страны - «Тосно». Система игры отсутствует как таковая, забитые мячи даются настолько натужно, что, находясь на трибунах стадиона, физически ощущаешь степень безнадежности атакующих потуг людей вышедших на поле в красно-белых футболках. Как такое могло случиться? Вопрос отнюдь не риторический. Ответ на него существует вполне конкретный — неудачная рокировка на тренерском мостике в ходе турнира.
А как же «Зенит» и «Динамо», также сменившие наставников по ходу чемпионата? Дело в том, что в этих клубах желание сменить тренера было продиктовано стремлением сделать лучше. В «Спартаке» же, выходит, отставка Карпина была проведена ради самой отставки. Ради процесса, который по сути лишь изобразил какую-то деятельность по вытаскиванию команды из ямы, в которую «Спартак» попал по весне всеми колесами.
Была ли провалена межсезонная подготовка? Несомненно. И ватные ноги игроков в первых весенних матчах тому лучшее подтверждение. Часто с трибун раздавались призывы сыграть через не могу, на морально-волевых, но совершить рывок, оторваться или догнать соперника на забитых ногах на морально-волевых невозможно. Как бы игрок этого ни хотел. Но проблемы с физикой лишь один из нескольких факторов, ставших причиной весеннего обострения красно-белых.
Провалил Карпин физическую подготовку или нет, не так уж и важно. Восстановить команду физически можно меньше чем за месяц, что на собственном нижегородском опыте продемонстрировал Андрей Талалаев, собравший по частичкам осколки «Волги». Выходит, дело далеко не в одной физической готовности.
Поговаривают, что при Карпине наметился конфликт между россиянами и легионерами, а сам Валерий Георгиевич якобы каждый раз становился на сторону иностранцев. Проверить достоверность этой информации не представляется возможным, да и это не главное. Главный промах в сезоне, стоивший команде пьедестала, стало решение расстаться с Карпиным. Не сам факт увольнения, а форма, которую оно приняло.
В «Спартаке» почему-то были абсолютно уверены, что как только Валерию Георгиевичу укажут на дверь, Станислав Черчесов встанет у руля команды на любых предложенных ему условиях. Но Станислав Саламович, который по праву претендует на титул лучшего тренера сезона в премьер-лиге, имел все основания говорить с потенциальными работодателями с позиции силы. Проще говоря, это Черчесов в сложившейся ситуации был нужен «Спартаку», а не наоборот. Руководство красно-белых здорово просчиталось, заложившись на Черчесова, попутно уволив Карпина. А запасного аэродрома, как оказалось, у москвичей и не было.
Вот так «Спартак» оказался под управлением вчерашнего тренера дублеров Дмитрия Гунько. Вешать на молодого специалиста всех собак, как это порой пытаются сделать некоторые из коллег, я не стану. Но при всем уважение к Дмитрию Ивановичу, штурмовать пьедестал чемпионата России ему еще рановато. В «Спартаке» уже давно (пожалуй, еще со времен, когда на поле выходили Егор Титов и Дмитрий Аленичев) нет лидеров. Воспитать собственных не получилось, а все приобретенные иностранцы не горели желанием взваливать на себя сию почетную, но тяжелую ношу. Карпин, при всех своих недостатках, обладал завидной харизмой, которой на определенных отрезках хватало, чтобы завести команду. Теперь не осталось и этого.
Какое место в итоге займет в турнирной таблице «Спартак», предсказать сегодня крайне сложно. Впереди выезд в Томск, где сопернику очки куда важнее. Затем домашняя встреча с потерявшим какую-либо турнирную мотивацию «Амкаром», а на закуску встреча в заключительном туре с «Динамо», на которую настраивать игроков Гунько особо и не придется. Потерять гандикап в 6 очков за 3 тура красно-белым будет нелегко.
Так что москвичам остается не пропустить вперед себя «Краснодар» или же болеть в финале Кубка России против Артема Дзюбы и его «Ростова». Но вопрос «что дальше?» от этого менее актуальным не становится. Очевидно, что топ-тренера в «Спартаке» мы не увидим ни после завершения внутреннего первенства, ни после окончания чемпионата мира. Владелец команды недвусмысленно и уже не раз давал понять, что тратиться на приобретение футболистов он не намерен (что в связи с его затратами на строительство стадиона на самом деле вполне логично и объяснимо). А приглашение тренера из числа топов дорого не только само по себе, но и требует солидного бюджета на трансферные закупки. Так что ждем очередную игру в орлянку с соответствующими шансами на успех. Пойдет — не пойдет? А станет этим новым наставником Гунько, Аленичев, Тихонов или Эмери с Петреску, не так уж и принципиально.