Но вот в таком конкретном случае, когда наша Вика лидировала и на вольные упражнения, заключительный вид, выходила, имея преимущество в полбалла, а это лидерство просто было уничтожено, что делать? Если кто-то просчитал все, как надо. Как им надо.
- Это беспредел. Как иначе назвать то, что произошло? – Государственный тренер Валентина Родионенко с трудом подбирает слова. - Когда ставят нашей гимнастке заведомо низкие оценки и готовят все к тому, чтобы вытянуть американку, просто завалившую брусья, на первое место. Сначала Вику опустили чуть на брусьях, потом на бревне, и все подводили к тому, что хотели увидеть в итоге. Это такая наглость! Вы слышали реакцию трибун на объявление итогового результата? Они свистели. Хорошо, забудем даже о стартовой оценке, Вика, если говорить объективно, не сделала необходимый поворот и связки, но есть же еще исполнение. Почему Вика за исполнение элементов не получила то, что должна была? А ту же Вибер за каждый элемент можно и нужно было наказывать. Осанка, прыжок, поворот – для всего есть свои требования. Тут вообще ничего не судилось, получается, какая разница, что вышла спортсменка на исполнение - крюк крюком! А брусья? Нашу бы девочку раздели догола сбавками, если бы она так ошиблась… Что говорить, очевидно ведь: медали на Олимпийские Игры уже сейчас начали делить. Во всяком случае – в спортивной гимнастике.
Сказать, что Вика вышла расстроенная, совсем ничего не сказать. Этот гимнастический – и по генам, мама и папа сами гимнасты, и по характеру, - ребенок не мог еще переварить, что случилось-то? Она мужественно скажет, что ей просто обидно, проиграла какие-то сотые, какое-то «ничто». Я спрошу, а что – если бы полбалла проиграла, не так расстроилась бы? Но ответ как-то повиснет в воздухе. И еще более мужественно добавит, что, значит, чего-то не сделала, ошибалась. Все в тот момент подумают: это что - Вибер не ошибалась? А ведь корить себя вряд ли будет.
Впрочем, дело, конечно, не в Вибер – она тоже боролась. Она – спортсменка. И, констатируя ее ошибки, фиксируя их, мы всего лишь играем по спортивным правилам. Да, и Вика не была безгрешна, о чем и сказал ее личный тренер Геннадий Елфимов. Речь просто идет о том, для всех ли эти спортивные правила едины?
Мама Вики Комовой, чемпионка мира в команде (1985), абсолютная чемпионка Игр доброй воли (1986), успокаивала и прижимала к себе дочку, ладонями вытирая ее заплаканное лицо. Но честно подошла к нам для комментария, когда мы попросили ее это сделать вместе с Викой. Ее сердце, наверное, разрывалось от отчаяния дочери, но, сама прошедшая гимнастический путь, она держала удар.
- Да, я смотрела все, не отворачивалась. Мы все хотим, как лучше, получилось так. Я все равно думала, что она будет более счастливая сегодня - для нее это первый взрослый помост. А вижу эти слезы… Знаете, я на сумму баллов обычно не смотрю, важно, как она сделала упражнение. Достойно, с ошибками или без. Остальное – решение судей. Вика только вливается в общий поток. Все этого ждали. И судьи тоже. Я не знаю, как бы я сама ее судила. Да, это моя дочь, но будь это Афанасьева, Набиева, Дементьева, хотя все они наши дети, мы должны их судить.
- Вы склонны считать, что на сегодняшний момент Вике надо еще доработать что-то или все же ей не дали победить? – Мой вопрос был жестким в этот момент, но Вера – не только мать, но и гимнастка в прошлом, и нынче судья международной категории.
- На сегодняшний момент готова не вся программа. Вика не восстановлена полностью, у нее большой запас элементов и программу тоже надо восстанавливать. Как пойдет дальше – вопрос будущего. Она боец. И вчера еще в командном первенстве хотела для усиления программы сделать прыжок два с половиной винта. Но старшие тренеры посчитали, что на это идти пока нельзя. Не разрешили они и сегодня. Значит, так надо.
…Да, мы максималисты. И в этом действительно наша сила. И наше будущее. Поэтому, как бы плохо ни было сегодня личным и старшим тренерам, главному тренеру Андрею Родионенко, руки ни у кого не опустятся. И работать они начнут еще больше. При всей сегодняшней самоотверженности запас есть всегда. Время работает сейчас на нас – восстановиться, вернуть сложность, заматереть. Не только Вике – всей сборной.
Другого пути у нас нет. Взывать к чьей-то совести, пусть это и наши бывшие люди, предъявлять какие-то видеозаписи – пустое. Поезд чемпионата мира, основные его вагоны, уже ушли. И перескочить на другие рельсы мы сможем только на следующем старте.
И это вездесущее правило, что обыгрывать надо «в одну калитку», нам вбили уже в голову во всех видах спорта. Нам надо не просто выигрывать, а, как любят говорить фигуристы, превосходить соперника. Чтобы даже самые циничные не смогли поднять руку для нужной им оценки.
Это сложно везде. А в спортивной гимнастике, когда вместе с восхищением на языке простого зрителя зачастую висит вопрос: «Боже, как же родители решились отдать ребенка в этот вид спорта?», когда конкуренция неимоверная, когда крупнейшие державы спорят за пальму первенства всеми приличными и не очень способами, это сложно вдвойне.
Нам надо не просто пережить и переждать момент, не просто перерасти его, а выйти в Лондоне с наглостью победителей. И это будет не тот случай, когда наглость – второе счастье. Нам она нужна, чтобы защитить свое мастерство.