«К середине 80-х годов все наиболее сильные советские хоккеисты были задрафтованы различными командами НХЛ. Но никто не знал, получат ли они когда-нибудь возможность сыграть в этой лиге». (Краткая история советского хоккея.) Уже через несколько лет советские игроки выходили на лед в Канаде и США в форме «Монреаля», «Филадельфии» и других команд НХЛ.
Я вспомнил об этом историческом артефакте потому, что такое развитие событий весьма вероятно уже в ближайшие годы. Только драфтовать из-за бугра будут уже не только хоккеистов, а многих из нас.
Европа понемногу выползает из затяжного экономического кризиса. Да, цифры пока скромные. Но ВВП трех ведущих стран по итогам прошлого года начал расти: в Германии на 0,4%, Франции — на 0,2%, Великобритании — на 1,9%. И эта тенденция, по консенсус-мнению практически всех независимых российских и иностранных экспертов, будет крепнуть. В России же 2013 год дал рост ВВП на 1,3%, прогноз на этот год — еще меньше, а если смотреть на ближайшие несколько лет, то весьма вероятен настоящий спад, который может быть усилен, например, падением цены на нефть, сокращением экспорта российского газа.
Что это значит, если развернуться к проблеме человеческого ресурса?
В Европе уже возникают новые рабочие места, в России они будут закрываться. Еще в сентябре прошлого года Дмитрий Медведев, выступая на Сочинском инвестиционном форуме, заявил: «Уважаемые коллеги, не думаю, что я кого-то напугаю в этом зале, но очевидно, что всех нас ждут не самые простые времена, и я считаю, что именно сейчас, в этот период, который мы переживаем, нам нужно воспользоваться нашим очень серьезным преимуществом. Оно заключается в том, что у нас очень низкий по сравнению с европейскими странами уровень безработицы, и поэтому нужно уйти от политики сохранения занятости населения любой ценой». С тех пор ситуация стала еще более «непростой». На практике это означает, что многим придется расстаться с мечтой о стабильной работе. Больше всего это угрожает молодежи — выпускникам школ и вузов. Европа, когда приходят кризисные времена, тут же начинает страдать от молодежной безработицы, которая достигает и 20, и 30, и даже 40% от трудоспособных людей моложе 30 лет. В России этот параметр сейчас, как оценивают, — уже не менее 15%.
Но, как я уже упомянул, в Европе экономические тенденции идут вверх, что снижает безработицу, а у нас — вниз с соответствующим результатом в сфере занятости.
Однако если вернуться к Европе, то, как показывает история последних десятилетий, создание новых рабочих мест отнюдь не означает, что безработные бакалавры и магистры срочно побегут их занимать. Даже при относительно небольшой — 5–7-процентной безработице — очень много незаполненных вакансий там, где применяется малоквалифицированный труд (в России, кстати, ровно та же картина). И тут появляются мигранты из бедных стран, которых в Европе только на нелегальном положении не менее 5–7 миллионов. Легализованных — в несколько раз больше. В своей массе это малообразованные люди с неевропейской культурой.
Но дело не только в рынке труда. В Европе уже давно идет депопуляция и старение населения. Демографическая нагрузка на работающих постоянно возрастает, и полностью компенсировать ее повышением производительности труда, как показывает практика, невозможно.
К чему я веду? Ухудшение ситуации на российском рынке труда начинает идти параллельно с появлением новых возможностей для мигрантов в Европу из менее развитых стран, в т.ч. и России.
Опрос, проведенный в 2013 году Левада-Центром, показал, что 22% россиян задумывались об отъезде либо надолго, либо навсегда. А среди молодежи этот процент был существенно больше. Но это намерения. Если же говорить о реальной эмиграции, то статистика отмечает ее молодежный характер — примерно 46% покидающих Россию составляют люди в возрасте от 20 до 35 лет. Это наиболее перспективные кадры для нашей страны, которые должны были бы вынести на своих плечах тяжесть глубоко патриотической задачи — осовременивания России, выведения ее в число лидеров цивилизованного мира.
Нынешние события, связанные с Украиной, конечно, эту картинку меняют. Налицо всплеск патриотизма и гордости за Россию. Видимо, тех, кто хотел бы уехать, стало меньше. Но надолго ли? Как говорится в русской пословице, «рыба ищет где глубже, а человек — где лучше». Если в России станет хуже с работой и доходами, настанут времена идеологической зачистки, то далеко не все удовлетворятся словами о величии страны.
Тут я уже слышу возражения разного рода «консерваторов» и пропагандистов: дескать, русская цивилизация всегда ставила духовное перед материальным. Только, господа, объясните это тем нашим людям, которые живут в бедности и стесненности! Причем вполне предметно: сегодня у тебя есть возможность скушать на ужин хотя бы куриный окорочок, а завтра он станет деликатесом, сегодня ты живешь в общежитии с ребенком, надеясь рано или поздно оттуда выбраться, а завтра у тебя и этой надежды не будет, зато Крым наш — и мы утерли нос Западу. И, кстати, господа пропагандисты: а на личном примере вы не хотите продемонстрировать свою высокую духовность? Отказаться от астрономических, даже по закордонным меркам, зарплат и всякого прочего «социального пакета»? А может быть, наши «консервативные» депутаты и правоверные олигархи поделятся своими доходами, отдадут в пользу бедных земельные владения и прочую разнообразную недвижимость?
Однако даже допустим, что желающих уехать из России осталось всего 10%. Много это или мало? Прежде всего, напомню, что это молодые и перспективные люди, которые могли бы стать важнейшей частью будущей отечественной научной и бизнес-элиты. Без нее, вероятно, Россия сдуется в интеллектуальном и экономическом развитии. А Запад, судя по всему, готов этих людей принять. Обратите внимание на то, что Европа и США серьезно облегчают получение виз для простых россиян. Расчет понятен: пусть они посмотрят, как устроена там будничная жизнь, тем более что их экономика постепенно выздоравливает. После окончания Великой Отечественной войны Сталин начал кампанию по борьбе с «безродными космополитами» и «поклонниками всего иностранного» только потому, что миллионы советских солдат увидели, как живет даже полуразрушенная Европа. Неужели и теперь у нас найдутся «головы», которые опустят «железный занавес»?
Однако я уверен, что очень скоро, если ничего в России не поменяется, речь пойдет и о более масштабном проекте выманивания наших соотечественников за границу. Изучить подноготную подавляющего большинства наших молодых людей — не проблема. Для этого достаточно внимательно проанализировать открытую переписку в социальных сетях. Кстати, некоторые службы безопасности крупных компаний (в т.ч. и российских) это уже давно делают, помогая кадровикам при отборе кандидатов на занятие вакансий.
Представим себе, что через социальные сети (если, конечно, они не будут вскорости у нас отгорожены от тлетворного влияния извне) 15–16-летним будут приходить сообщения на русском языке примерного такого содержания: «Дорогой Петя (Дорогая Маша)! Не хотел бы ты поучиться в нашей стране (это может быть любая европейская или североамериканская страна)? Мы тебе предлагаем приехать за наш счет в летний лагерь (школу, колледж). Знание английского языка необязательно».
Кстати говоря, выманиванием российских кадров уже давно и вполне успешно занимается Китай. Там все поставлено на системную основу. Мало кто знает, что в крупнейших тамошних городах уже работают, получая приличную зарплату, тысячи наших инженеров, вузовских преподавателей, других высококвалифицированных специалистов, к которым приставлены переводчики и прилежные ученики. Снова же: не будем забывать, что Китай бурно развивается, предоставляя все больше возможностей для современного труда и времяпровождения. А российский восток (не считая нефтегазовых округов севера Тюменской области) экономически стагнирует, и люди оттуда уезжают при первой же возможности. Это к вопросу о переориентации России с Запада на Восток. Китай не просто привяжет нас к себе через сырьевую зависимость (похлеще нынешней), но и оттянет мало-мальски стоящие кадры.
Неэффективность вводимых на государственном уровне экономических санкций давно доказана. И это понимают не только в Кремле. Там, за бугром, готово действительно мощное оружие для радикального ослабления России — выманивание молодых и перспективных. Противостоять этому будет можно, только если наша страна, сохраняя отечественную самобытность, начнет возвращаться на европейский путь развития.
«Что касается европейской интеграции, то мы не просто поддерживаем эти процессы, мы смотрим на них с надеждой. Смотрим как народ, хорошо усвоивший уроки «холодной войны» и пагубность оккупационной идеологии» (из выступления В.В.Путина в германском бундестаге 25 сентября 2001 года).