Истероидное состояние нашего общественного сознания давно не нуждается в доказательствах. О каких бы вопросах ни шла речь, будь то проблемы геополитики или частные житейские коллизии, — везде, в большом и малом, в первую очередь включается не аналитика, а немедленно следуют бурные эмоциональные реакции, включающие страхи и взаимные обвинения. Бурные политические события последних месяцев, связанные с событиями в Украине, казалось бы, вытеснили из информационного пространства все иные сюжеты. Но жизнь берет свое, не зря же Л.Н.Толстой в одной из своих дневниковых записей отметил: «Настоящая жизнь — есть жизнь частная». А в этой частной жизни у большинства людей главную роль играют дети.
Так вот, согласно традиции, запечатленной в исторической памяти родителей, с 1 апреля начнется набор детей в первые классы. На самом деле сегодня это далеко не так, поскольку этот процесс полным ходом идет уже с декабря в электронном виде, но многие об этом не догадываются. Опять же по негласному обычаю (а мы сегодня по поводу и без повода ссылаемся на традиции и коллективную историческую память) этот день именуется у нас Днем смеха, или, в более просторечной форме, Днем дурака. Увы, в этот приснопамятный день родителям многих будущих первоклашек будет не до смеха, ибо они боятся остаться в дураках.
Понять их можно. Каждый родитель мечтает определить своего ребенка в хорошую школу, имеющую высокий рейтинг, а внутри школы в лучший класс, где талантливый учитель разовьет способности их чада, при этом не сорвав его нервную систему, обеспечив психологически комфортные условия обучения и воспитания. Но как, каким путем попасть именно в такое место? Насколько государственные и ведомственные постановления гарантируют право выбора школы?
В этом вопросе до сих пор нет полной ясности. Да, в последние годы предприняты конкретные шаги, обеспечившие большую открытость школ и прозрачность в решении этого деликатного вопроса.
Во-первых, начиная с декабря родители будущих первоклассников, выбрав школу по душе, имеют возможность записаться в электронную очередь. Это удобно во всех отношениях: нет нужды обивать пороги школы, соотнося свой график работы с приемными часами ее руководителей. Безвозвратно в прошлое ушли душераздирающие картины, когда родители, собираясь в очередь, жгли по ночам костры, стремясь поутру первыми ворваться в школу, дабы застолбить за собой право на обучение своих детей в понравившемся им учебном заведении. Электронная запись сберегает силы и нервы всех участников этого непростого процесса, тем более что она, будучи опубликованной на сайте, избавляет от необходимости ревниво следить за строгим соблюдением очередности. Помните, как в советскую эпоху: чернильные номерки на руках и окрик самопровозглашенного бригадира: «Вас здесь не стояло!»
Во-вторых, процесс создания образовательных комплексов привел к тому, что ко многим школам сегодня присоединены детские сады. Тем самым дошколята, обучающиеся в таких комплексах, автоматически попадают в школу. Их родителям вообще не о чем беспокоиться. Получается, что все проблемы решены. А вот и нет. Почему?
До сих пор, несмотря на все принятые меры, нет полной ясности. В чем я не склонен персонально винить администраторов всех уровней, отвечающих за окончательное решение вопроса. Мне что-то плохо верится в возможность окончательного решения во всех гуманитарных сферах жизни, где сталкиваются разнообразные интересы людей и различные принципы.
Территориальная целостность государства или право жителей, проживающих на определенной территории, на самоопределение — какой из этих основополагающих принципов поставить во главу угла при решении сложных вопросов геополитики? Как показали недавние события, общественное мнение немедленно раскалывается, поскольку у каждого из этих принципов находятся свои сторонники. Резкая поляризация выливается в первоклассную истерику. Но ровно так же происходит по поводу решения судьбы будущих первоклассников.
Какой принцип положить в основу их набора в школы? Принцип территориальной принадлежности? Ведь это так очевидно, что дети, проживающие в шаговой доступности от школы, хотя бы по соображениям безопасности имеют преимущественное право обучаться в школе во дворе. Но законы гарантируют всем гражданам России равные права в выборе образовательного маршрута, а в конечном итоге — учебного заведения. Создание образовательных комплексов облегчило переход дошкольников в школу.
Но нехватка детских садов и необходимость в связи с этим делать набор в них справедливым и прозрачным привели к тому, что для набора в дошкольные учреждения существует своя электронная очередь. В полном соответствии с этой очередностью в детские сады на освободившиеся места немедленно направляются дети без всякого учета места их фактического проживания. В результате ребенок из отдаленного от школы микрорайона прямо из сада автоматически зачисляется в данную школу, занимая место того, кто ежедневно видит эту школу из своего окна и чьи родители будут вынуждены искать для своего ребенка подходящее место обучения.
Кроме того, возмужавшие старшеклассники имеют сегодня право выбора профиля обучения в соответствии со своими склонностями, способностями и будущей избранной специальностью. Для чего они добровольно готовы пересечь хоть пол-Москвы, дабы учиться именно в этой школе. Но вот подрос младший брат, которого надо будет отводить в первый класс. Родители резонно полагают, что обучение обоих детей в одной школе во всех отношениях удобно и безопасно. Исходя из здравого смысла, им нужно пойти навстречу, но тогда мы ущемляем права ребенка, проживающего в близлежащих домах.
Словом, непростая это проблема — перевезти в одной лодке, не перегрузив ее, волка, козу и капусту. Таковы объективные предпосылки первоклассной истерики родителей, ибо, как ни крути, задачка эта не имеет безупречного решения, устраивающего всех без исключения родителей. Но мне, педагогу и руководителю школы с немалым стажем, становится совсем не по себе, когда коллеги обостряют эту объективно непростую ситуацию, своею собственной рукой доводя невротизм родителей до градуса истерики.
Звонок друга. Он доктор медицинских наук, замечательный детский хирург.
— Срочно нужен твой профессиональный совет. Мой ребенок поступает в первый класс, возникли трудности с зачислением. — Называет номер школы.
— Ты забыл записаться в электронную очередь? Проживаешь в другом микрорайоне? Поэтому твоего ребенка не берут?
— Да нет, в школу он уже зачислен.
— Тогда в чем проблема?
— Понимаешь, среди пяти первых классов школа открывает один гимназический. Жена настаивает на том, чтобы, употребив все свое влияние и связи, я добился того, чтобы наш ребенок был зачислен именно в этот класс.
— Что за чушь? Какая может быть гимназия в первом классе? Кто может заранее определить учебные возможности ребенка? В первом классе мы даже отметок не ставим. Говоря вашим медицинским языком, обучение в первом классе — это своеобразный диагностический период.
— Объясни это моей жене. На волне общего ажиотажа она меня достала. Веришь, руки дрожат, не могу нормально оперировать!
— Не поддавайся психозу. Ты же первоклассный медик, включи аналитику.
— Научи как?
Проще всего было позвонить коллеге директору и по-свойски, со знанием дела устроить внутриведомственную промывку мозгов, иными словами, скандал, но кто знает, как это позже отразится на ребенке. Поэтому я рекомендовал своему товарищу иную пошаговую тактику выяснения обстановки. Эту же методу рекомендую и другим родителям, испытавшим стресс при первом столкновении с такой ситуацией.
Шаг первый — визит к заместителю директора, отвечающему за набор в первые классы. Во время этого визита рекомендуется задать всего два вопроса. Вопрос первый: чем содержание образования и учебные программы в данном конкретном классе отличаются от всех других, изучаемых в параллельных классах? Вопрос второй: какими особыми достоинствами, регалиями и званиями обладает учитель, который собирается вести «гимназический» класс? Замечу, что в данном конкретном случае завуч затруднился ответить на первый вопрос, а по второму признался, что на сегодняшний день школа пока не определилась с расстановкой кадров.
Шаг второй — визит к директору, в ходе которого предстоит задать главный судьбоносный вопрос: существует ли в школе благотворительный фонд, куда можно добровольно и на законных основаниях направить денежную помощь школе? В данном случае этот вопрос вызвал горячую заинтересованность.
Я далек от мысли голословно обвинять своих коллег в коррупционных намерениях. Не для себя стараются — для школы. Новое молодое поколение руководителей, воспринимающее себя как эффективных менеджеров, в качестве первостепенной задачи ставит перед собой укрепление финансового положения школы.
После проведенных двух визитов с экспресс-диагностикой школы я задал приятелю только один вопрос.
— Ты все понял?
— Более чем.
Ну и стоит после этого биться за попадание именно в этот класс? Во имя чего? Не лучше ли, не гоняясь за брендами, рейтингами, определить своего ребенка в обычный класс к условной Марии Ивановне, которая не отобьет у него желание учиться, а главное, будет бережно, с любовью относиться к нему?