Всякий политик — по определению — создает свою повестку дня. Даже если об этом не знает. Подобно тому, как мольеровский герой всю жизнь говорил прозой, совершенно не отдавая себе в том отчета.
Вот в России у оппозиции понятная, четкая, не вызывающая сомнений повестка. Политико-нравственный водораздел проходит по чемодану Louis Vuitton, установленному в рекламных целях на Красной площади. А ключевое событие — демарш трех псевдоправославных активистов на спектакле «Идеальный муж» в МХТ.
А на Украине повестка дня — это революция. Когда сотни тысяч человек выходят на улицы Киева, чтобы не только протестовать против срыва соглашения об Ассоциации с Евросоюзом, но и требовать отставки президента Виктора Януковича.
Всякий народ заслуживает не только свою власть, но и свою оппозицию.
Нынешние украинские события еще раз доказывают непреложность сформулированного автором этих строк «принципа Белковского»: на определенной стадии деградации власть начинает принимать решения, прямо противоречащие ее жизненно важным интересам.
Мы с вами подробно говорили на эту тему еще в сентябре 2011 года, когда Владимир Путин решил-таки отодвинуть своего преемника Дмитрия Медведева и вернуться в Кремль лично. А ведь долгое время всё шло ко второму сроку Медведева. Тогда русские образованные горожане (РОГа) еще несколько лет — и по сей календарный день — жили бы тщетным ожиданием так называемых «медведевских реформ», и Болотная площадь с проспектом Сахарова отложились бы на неопределенный срок. Но произошло то, что произошло. Перестройке-2 был дан старт, поскольку доверие между активной частью общества и властью уничтожили окончательно.
28–29 ноября 2013 года на саммите в Вильнюсе Виктор Янукович мог — и должен был, и давно собирался — подписать соглашение об Ассоциации между Украиной и ЕС. И, случись это, многие-многие украинцы решили бы, что не так уж плох их нынешний президент, как смотрится на первый-второй взгляд. В общем, несущественно хуже оппозиции. Все равно ведет Украину в Европу, как и было сказано. Тема жесткого неприятия власти активной частью украинского общества была бы если не снята с повестки дня, то существенно понижена в статусе. А победа Януковича на президентских выборах-2015 уже не смотрелась бы невероятным приключением имени специального подсчета голосов.
И действующий президент Украины шел таким путем. Но в последний момент соскочил. Конечно, многие в Киеве и вокруг него говорят, что Янукович продался Кремлю и воплощает некий российский сценарий. Увы, конспирология в политике часто вытесняет незамысловатый психологический анализ. Те, кто пытается объяснить все с позиций конспирологии — дескать, важнейшие решения принимаются некими жидомасонами 40-го градуса, заседающими в заброшенном бункере Гитлера, — не желают знать, что политикой в нашем мире рулят обычные люди, из плоти и крови. Которые, как и рядовые обыватели, движимы простыми чувствами: любовью, ревностью, завистью, жаждой мести. Управляемы, наконец, своими эмоциями, комплексами и фобиями.
Янукович реализует не сценарий Кремля. Он действует по своему собственному сценарию человека, для которого доминирующая эмоция в политике и жизни — страх: а) перед физическим насилием; б) перед вытекающим из этого насилия унижением. Что для человека, дважды прошедшего советскую тюрьму, неудивительно.
Виктор Федорович — человек трудной судьбы. И не только в силу криминально-наказательного опыта. В 2004 году тогдашние правители Украины и поддержавшая их путинская Россия гарантировали ему, что он станет президентом, а у его конкурента Виктора Ющенко шансов нет. Что бы ни говорили социологические опросы и собственно результаты выборов, которые всегда можно исправить в нужную сторону. Революция — миф и блеф, ее не будет, так как не может быть никогда, твердо обещали ему.
Его круто обманули. Революция свершилась, и перед лицом сотен тысяч людей на Майдане Янукович был вынужден сдать уже вроде как добытую власть. Представляете степень этого унижения?
В 2006–2007 годах, на очередных и досрочных парламентских выборах, список Партии регионов, ведомой Виктором Януковичем, занимал законное первое место. И уже в ночь после выборов начинался торг: как бы создать правительство с участием Партии регионов, но без Януковича? Иными словами: как бы слить человека, мешающего гражданскому миру на Украине самим фактом своего существования?
В.Ф., конечно, обо всем этом знал. И помнит.
В 2009 году ему предложили схему стратегического альянса с тогдашним премьер-министром Юлией Тимошенко — на 10 лет вперед. Краткосрочной целью альянса было заявлено устранение с политической арены президента Виктора Ющенко. Долгосрочной — полный раздел страны между спонсорами Тимошенко и Партии регионов. Януковичу отводилась в той схеме роль церемониального президента почти без полномочий. Тимошенко — роль полноценного главы исполнительной власти. Собственные соратники, помноженные на идеолога альянса, экс-руководителя администрации президента Украины Виктора Медведчука (остающегося, кстати, ключевым советчиком Путина по украинским делам), готовились выставить своего формального лидера номинальным болваном, его именем перераспределив власть.
Но Виктор Федорович это вовремя понял. И в последний момент, вроде как сходив в церковь и попросив совета у надмирных сил, он от альянса отказался. Сделав ставку на единоличную победу в президентских выборах-2010. С последующим возвращением президентской республики вместо парламентско-президентской, а значит, и всеобъемлющих властных полномочий.
Тогда, в 2009–2010 годах, его ставка сработала.
Но вы можете представить себе лидера, который каждую историческую минуту ждет тяжкого удара — или по морде, или в спину?
Не случайно Янукович — еще осенью 2004-го — форменно рухнул наземь в Ивано-Франковске, когда всего лишь студент запустил в него всего лишь яйцо. (Потом экс-руководитель штаба В.Ф. Тарас Чорновил разоблачил это дело как политтехнологическую провокацию самого же штаба, но сути реакции лидера это не меняет.) Не просто так киевские дороги для кортежа президента перегораживают не только милиционерами с полосатыми палочками, но и нередко грузовиками и бульдозерами (!): а вдруг какой шахид со взрывчаткой прорвется к машине Самого?! И недаром по итогам выборов-2010 в правительстве Украины обильно были представлены адепты разных олигархических групп, а в кабинете образца 2012 года почти целиком сидят ставленники лично Януковича и членов его семьи.
Вот и накануне Ассоциации с Европой президент Украины банально и сильно струхнул. Он испугался подойти к выборам-2015 без больших денег, необходимых и достаточных для победы. И решил в последний момент грубо поторговаться за бабло (см. «МК» от 29 ноября 2013 г.). А роковые последствия своего решения оценил неверно. И, движимый все тем же переполняющим его экзистенциальным страхом, в последние дни начал судорожно давать задний ход. Публично высказал возмущение разгоном демонстрантов на Европейской площади Киева, случившимся 30 ноября, — как будто такой разгон мог состояться без его санкции! Убрал начальника киевской милиции. Поручил своим чиновникам заявить, что евроинтеграция срочно возобновляется и вся власть уже работает над этим в поте лица.
Только поздно. Исторический механизм отстранения В.Ф. от власти пришел в движение. И дело не только в том, что рядовые герои Майдана вкупе с оппозицией уже заняли Дом профсоюзов для размещения там штаба и заблокировали здание Кабинета министров. А и в том, что члены Партии регионов, остро чувствующие конъюнктуру — например, крупный бизнесмен Давид Жвания и юрист Инна Богословская, — побежали с тонущего корабля, категорически осудив действия вчерашнего патрона. Жвания уже предложил создать в парламенте новое большинство и быстренько снести правительство Николая Азарова.
Во как!
Грядет ли революция прямо сейчас или украинское сердце ненадолго успокоится — неважно. Важно понимание необратимых процессов: а) Украина будет идти в Европу во что бы то ни стало; б) никакой стратегический союз Украины с нынешней клептократической Россией невозможен.
Если кто-то примется убеждать вас в обратном — не верьте. Ибо вместе с принципом Белковского у нас действует также закон Белковского: в истории всегда происходит то, что должно произойти.