Возрождение имперского духа, пробуждение национального самосознания, усиленное воспитание кондового патриотизма и активное ностальгирование по СССР, которое невозможно без наличия внешних и внутренних врагов. Примерно такой идеологический коктейль предлагает власть российскому народу. Как говорит культовый журналист-державник Елена Ямпольская, «наконец-то голодных людей начали кормить хоть чем-то». Она же честно признается, что, «кроме советского наследия, народу предложить нечего».
Не знаю, нужно ли кого-нибудь убеждать, что ингредиенты данного госкоктейля «Народный» являют собой очевидное свидетельство того, что мы не только плотно сидим на пятой точке, но и глубоко в ней находимся. Идти вперед нет воли и желания, а возвращение «back in USSR» — не только тупиково, но и насквозь фальшиво.
Широким фронтом идет реанимация лозунга, рожденного в недрах отдела пропаганды ЦК КПСС: «Советское — значит отличное». За годы советской власти гражданам привили хорошее чувство юмора, и они на это ответили: «Советское — значит шампанское». Но и «Советское шампанское» сегодня — такая же дешевая подделка, как вся псевдоатрибутика «совка»: фальшивый, переписанный вдоль и поперек гимн, герои капиталистического труда, перелицованный из «Великого Октября» праздник народного единства...
Причем в виде подделок из «советского наследия» возвращается только то, что позволяет оправдать «великодержавное» бытие. И последовательно уничтожается то, что действительно стоило бы сохранить. Не случайно в повестке дня нет места советской школе.
При всей идеологической зашоренности образование в СССР было гуманитарным. Больше половины часов в неделю в старших классах составляли язык, литература, история. Гуманитарная направленность предполагает человеческую реакцию. Мыслить и сомневаться.
Современная российская школа — комбинат по производству болванчиков со стандартным набором незнаний, а теперь еще и с хоровым пением. Ученики начальных классов должны будут знать слова и мелодию Гимна России, а к окончанию девятого класса научиться исполнять народные и патриотические песни. Само по себе исполнение гимна и отличных советских песен — замечательно. Но только если это является продолжением настоящего образования, а не заплаткой, скрывающей дыру в знаниях.
Уважение личности учителя и ученика подменяется привитием навыка петь хором, ходить в ногу и не выбиваться из строя.
Для изгнания чиновниками неудобного директора из школы придумана новая статья — «без объяснения причин». «Без объяснения причин» уволен уже не один директор. Единственное неудобство большинства уволенных — неординарность и самостоятельность.
Для учеников вместо гармоничного интеллектуального развития — муштра в виде единых учебников по истории и литературе с последующим ЕГЭ. В школе не должно быть места для иной точки зрения, кроме определенной государством как патриотический минимум. Недавно в одной московской школе учитель истории был настолько возмущен ответом ученика, что выгнал его из класса. Учитель спросил: «Кто победил во Второй мировой войне?» Ученик ответил: «СССР и США». И это, поверьте бывшему учителю, общающемуся с практикующими коллегами, не частный случай, а четкое отражение образовательной политики.
Страна, думающая о будущем, не на словах, а на деле занимается прежде всего образованием. Наш сосед — Турция — не самая богатая страна. Без недр, забитых нефтью и газом. Но образование стало там национальной идеей, в которой солидарны все политические силы. У нас каждый год сокращается количество бюджетных мест в вузах, власти настраивают школы на оказание ученикам платных образовательных услуг. А в Турции не только среднее, но и высшее образование стало абсолютно бесплатным. Любой, кто способен и талантлив, его получит; а оно, кроме того, что бесплатно, еще и соответствует европейским стандартам. Российские вузы скребут дно мировых рейтингов.
В современной России ценится не директор — «учитель учителей», а эффективный менеджер. Под эффективностью чаще всего понимается экономия государственных средств. Но с таким подходом можно вырастить (в самом лучшем случае) массу условно грамотных подданных. Которые, впрочем, вполне вписываются в концепцию псевопатриотизма. Непристойное и бесстыдное содержание школы, замешанное на лжи и лицемерии, заклеивается красивой этикеткой «С чего начинается Родина?» (песня рекомендована для хорового пения).
А у ряженных в разные мундиры патриотов любовь к Родине начинается с чего? Правильно — с бюджетного финансирования.
«Нашим гражданам катастрофически не хватает любви к Родине. Прививать ее детям должны не родители и даже не учителя, а специальные организации. Потому что правильное воспитание молодежи — дело государственной важности». Это цитата из новости не о Северной Корее. Это московская новость, в которой сообщается об очередном «круглом столе», который организовало ДОСААФ. Еще один советский рудимент обязуется заставить любить родину. Для этого им нужно всего ничего — прямое финансирование из госбюджета. Когда заканчивается финансирование, любовь к родине иссякает. Проверено годами.
Путину, возможно, искренне одержимому имперской идеей, не на кого опереться в ее реализации. Кругом одни псевдоисполнители — холуи. Трагикомичность ситуации с возрождением имперской идеи подчеркивает тот факт, что чуть ли не единственным ее реализатором является главный санитарный врач. «Санитара вызывали?..»
Конечно, можно было бы на всю эту бурную имитационно-коммерческую деятельность наплевать и забыть, но штука в том, что игра в великодержавие порождает вполне реальные и нешуточные проблемы, отмахнуться от которых нельзя. Подмена образования образовательной муштрой — благодатнейшая почва для формирования образа врагов с последующим их поиском.
Псевдоимперия в силу своей ненастоящести особенно нуждается во врагах. Они назначены: Госдеп с загнивающей Европой, либералы, геи, мигранты. Бирюлево — пробный шар.
Кто-то в этих событиях пытается увидеть чуть ли не «возрождение национального самосознания». Хрестоматийные погромы подменяются мифом «о пробуждении народа». Да, власти и полиция продажны, да, мигрантов много и, естественно, не все они законопослушны. Но это не отменяет того факта, что погромами занимались представители поколения, выращенного на фальшивом патриотизме. Отечественная гопота — против гопоты иностранной с одним общим знаменателем: необразованные болванчики, которыми легко манипулировать.
Бирюлево — цена нашего образования. Не мыслить и не сомневаться.
Злоба и агрессия культивируется имперским императивом: мы самые великие, но живем в окружении врагов. Школа его шлифует. Врагом продукта такого воспитания может стать кто угодно.
Если кто-то позабыл, то напомню: в 2011 году в Бирюлеве уже были народные волнения. Их вызвало ДТП, когда 12 ноября 2011 года 39-летняя женщина на престижном автомобиле насмерть сбила двух пьяных, вышедших на дорогу вне зоны пешеходного перехода. Оба погибших были фанатами ЦСКА. На следующий день толпа перекрыла дорогу. А сразу после аварии разъяренные жители пытались устроить над женщиной самосуд. Для обеспечения порядка в район прибыли несколько автобусов с сотрудниками отрядов особого назначения. В общем, был бы повод, а злобы и агрессии на всех хватит.
Разумеется, антимигрантские настроения и прочие массовые фобии, обострившиеся в России, порождены не только снижением качества образования. Круг причин гораздо шире и глубже, но, на мой взгляд, школа — в центре этого круга. Мыслить и сомневаться — отличительная черта человека с гражданской, а не погромной позицией.
Французское образование — одно из лучших в мире. Французские лицеисты — ровесники наших старшеклассников. А теперь почувствуйте разницу.
В Париже учащиеся 14 лицеев выступили против выдворения своих сверстников-иностранцев. Поводом для акции стало то, что Франция депортировала жительницу Косова и ученика из Армении за нарушение визового режима.
А еще герой книги одного француза говорил: «Мы всегда будем в ответе за тех, кого приручили». Но много ли современных школьников читали его произведения или хотя бы просто знают о нем?