Классика потому и классика, что неподвластна времени. Прошло больше ста лет, а бессмертный сюжет «Каштанки» Антона Павловича Чехова ничуть не утратил свежести. Сегодня власть дрессирует Российскую академию наук подобно жестокому Федюньке. Помните? Маленький злодей заставлял Каштанку заглатывать мясо на веревке, а потом выдергивал его из желудка бедного животного. Эпопея с законом о реформе РАН буквально списана с этой повести. Судите сами.
Прохождение проекта закона в Государственной думе — цепь захватывающих событий. Летом — кавалерийская атака с шашками наголо в исполнении министра Ливанова и вице-премьера Голодец, которая захлебнулась ввиду ожесточенного сопротивления на пороге третьего, окончательного чтения. В зловещую пятницу, 13-го, власть продолжила наступление на ученых. Из Администрации Президента в Думу поступил текст закона к третьему чтению, в котором от договоренностей, ранее достигнутых двумя президентами, РФ и РАН, — Владимиром Путиным и Владимиром Фортовым, — не осталось и следа.
Согласно ему, все Академии наук сливаются в одно бюджетное учреждение. Региональные отделения РАН низводятся до положения филиалов без юридического лица. Научные институты утрачивают статус «подведомственных РАН организаций» и переходят под управление некоего «федерального органа исполнительной власти». Такой ответ ученые получили на резолюцию экстренного собрания РАН, многочисленные открытые письма, митинги и манифестации.
Особенно трогательно в этих обстоятельствах выглядит заголовок новости, размещенной на официальном сайте Академии наук 10 сентября: «Ученые уберегли хрупкий мостик диалога с властью». В заметке рассказывалось, что Общее собрание РАН решило не требовать от Госдумы снять закон с рассмотрения, а бороться за поправки.
Поборолись.
Теперь нет сомнений, что неорганизованное мелкое воровство отдельных начальников от науки будет заменено на крупномасштабный «распил» советского наследия РАН чиновниками от правительства. Обещания Президента РФ обнулены.
Гуляй, Каштанка!
Однако в понедельник утром пришло известие, что «Единая Россия» все-таки решила вернуть закон во второе чтение. Великая Надежда опять поселилась в истерзанных академических душах...
Предлагаю ученым перестать уподобляться беззащитной чеховской животине. Надо перегрызть веревку и оставить Федюньку без злой забавы. Надо откровенно сказать обществу и признаться самим себе: проводимый правительством закон — неконституционен; попытки и дальше улучшать негодный закон — бессмысленны.
72-я статья Конституции относит «общие вопросы науки» к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Это означает, что не менее чем на 30 дней законопроект должен был быть направлен на изучение во все субъекты РФ, где живут и работают ученые, находятся действующие научные учреждения. Но его решили протащить в режиме блицкрига, и Конституция была грубейшим образом попрана.
Закон о реформе РАН нельзя улучшить — он может быть только снят с рассмотрения парламента. Все остальное — прямое нарушение Основного закона страны, а новое здание нашей науки нельзя строить на зыбком основании.
Госдуме надо признать и исправить свою ошибку.
Академии следует прекратить плестись в кильватере беззакония, необходимо формировать свое политическое и правовое пространство.
Государственная политика в сфере науки, техники, инноваций и высшего профессионального образования нуждается в качественном обновлении. Это системная задача, и подходить к ее решению необходимо системно. Значит, начинать нужно не с сочинения закона «Об академиях наук», а с качественной переработки Федерального закона «О науке и государственной научно-технической политике», который должен стать полноценным «научным кодексом» России.
Этот закон был принят в 1996 году, но с тех пор только дополнений в него было внесено три десятка! В результате основополагающий для управления сферой науки, техники и инноваций государственный документ стал набором в целом правильных, но мало привязанных к жизни благих пожеланий.
Первым шагом к выходу из тупика в конфликте правительства и РАН может и должна стать совместная работа над новой редакцией Федерального закона «О науке и научно-технической политике». Его проект должен пройти через широкое общественное обсуждение и профессиональную экспертизу. В нем должны быть определены место и функции Российской академии наук в системе научной, научно-технической и инновационной деятельности и управления этой деятельностью.
Чем научная деятельность принципиально отличается от других? Как эти принципиальные отличия должны учитываться при выстраивании «управленческого дизайна»? Чем в научной сфере может и должно управлять государство?
У науки, как и у любого другого человеческого творчества, «заказчик», безусловно, есть. Но это не государство, а ОБЩЕСТВО. Государство должно здесь выполнять чисто инструментальную функцию — создавать условия, при которых ученые будут приумножать общественное благо, производимое ими в форме новых знаний и сбережения ранее приобретенных.
У нас — все не так. Государственная бюрократия подмяла под себя общество, и теперь господин Ливанов искренне полагает, что именно он, его ведомство являются заказчиком для отдельных ученых и научных коллективов.
Можно ли свести научное творчество к оказанию услуг и производству работ? Разумеется, нет. Законы научного творчества — предмет пристального изучения для психологов, физиологов, биохимиков, историков науки. Но никак не предмет ведения «исполнительных органов государственной власти».
Великими и малыми научными открытиями правит «просвещенья дух» или еще какая, пока не подвластная чиновничеству субстанция. Из этого почти лирического пассажа следует один жесткий вывод: управление наукой — это управление имуществом, необходимым для осуществления плодотворной научной деятельности.
Какова оптимальная форма такого управления? Я утверждаю: выдержать баланс между самоуправлением научного сообщества (академической вольностью) и госуправлением можно только посредством создания государственной корпорации. Не потому, что это форма идеальна. А потому, что в существующей в РФ нормативно-правовой базе другой законной возможности сохранить имущество академии, да и саму академию просто нет.
Да, не раз уже писано, в том числе и автором этих строк, что существующие госкорпорации — одна из многих узаконенных форм воровства бюджетных денег. Но, к сожалению, в нашей стране это правило распространяется и на все остальные организационно-правовые формы. Однако только государственная корпорация:
— создается на основании федерального закона, а не постановлениями правительства;
— самостоятельно планирует и осуществляет свою деятельность;
— является собственником полученного от государства и самостоятельно приобретаемого имущества;
— имеет высший коллегиальный орган управления, в состав которого могут включаться как чиновники, так и лица, не являющиеся государственными служащими;
— при определении структуры и порядка управления корпорацией допускается максимальный учет специфики деятельности, для ведения которой создается корпорация.
На мой взгляд, это лучшее, что можно предложить в сложившейся ситуации.
Соответственно, нам потребуется Федеральный закон «О государственной корпорации «Российская академия наук». И в этом будет гораздо больше смысла и перспектив, чем в создании еще одной бюрократической структуры в виде «Российского научного фонда», проект закона о котором уже внесен на рассмотрение Госдумы. То есть одного агентства по управлению научными институтами им показалось мало…
Господа академики, прислушайтесь к классикам!
Кроме Чехова вспомните и Булгакова: «Никогда ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас…».
Конференция научных сотрудников РАН не закрыта. Продолжайте ее мирно, ненасильственно у стен Государственной думы, администрации... И не только в Москве: в новосибирском Академгородке, в подмосковной Черноголовке, в Дальневосточном отделении РАН...
Если быть принципиальным, последовательным и решительным, тогда «…сами все предложат и сами все дадут». Вот увидите.