Знаете, что есть главный симптом перестройки, о которой так давно говорили меньшевики в почти одиноком лице автора этих строчек?
Главный симптом — это когда против существующего строя начинают бунтовать типа тихие бюрократы. Занимающие в этом же существующем строе весьма ответственные посты. То есть не харизматические лидеры, не популярные блогеры с задатками харизматических лидеров и не городские сумасшедшие с задатками популярных блогеров. А просто — чиновники.
На днях типично перестроечный бунт на корабле устроил министр финансов РФ Антон Силуанов. Он позволил себе покуситься на основы основ действующего кремлевского популизма: демонстративную любовь к Северному Кавказу и еще более нечеловеческую любовь к несуществующим, т.е. еще не рожденным, русским детям.
В эти дни я г-на Силуанова, с которым, увы, лично не знаком, реально зауважал. Ибо министр финансов наглядно продемонстрировал основное системообразующее преимущество профессионала над политиком.
Политик всегда говорит то, что нравится его возлюбленному народу. Или, по крайней мере, должно понравиться — в понимании самого политика.
Профессионал всегда имеет право послать возлюбленный народ на фиг. Потому что политиков — пруд пруди, а профессионала — поди найди. Ну да, говорит профессионал, вы можете меня уволить, если подберете другого качественного специалиста, желающего на мое место. И в решающий момент часто выясняется, что найти другого уже невозможно. Ибо специалистов никогда не бывает много. Можно поручить группе экспертов написать «Бориса Годунова» или «Маленькие трагедии», но справиться с этим группа не сможет. А сможет — только А.С.Пушкин. Такова жизнь.
В общем, Антон Силуанов, презрев условности и приличия, заявил, что:
— надо отменить базовый материнский капитал, ибо таких трат безмерно раздутый федеральный бюджет не потянет;
— регионы Северного Кавказа по уровню своих расходов совсем обалдели.
Финансовый министр констатировал следующее. Количество чиновников на Северном Кавказе значительно превышает средний уровень по стране. По его словам, в среднем по России на тысячу жителей приходится 1,8 госслужащего, в Ингушетии — 4,6, в Чечне — 3,5. При этом их содержание обходится дороже. «По России в целом на одного служащего из расчета на тысячу жителей приходится 1,5 тыс. (руб.), в Чечне — 3 тыс., в Кабардино-Балкарии — 2 тыс.», — заявил министр.
Кроме того, глава Министерства финансов особо отметил тягу чеченских чиновников к автомобилям. «Аналогичная ситуация складывается и в сфере служебного транспорта. Чемпион у нас, конечно, Чеченская Республика. При среднем количестве легковых автомобилей на балансе госорганов или которые арендуют госорганы 0,06 в Чеченской Республике — 0,25. В Чеченской Республике примерно половина всех служебных автомобилей из СКФО. То есть возможность для оптимизации есть» — так процитировало предельно интеллигентного бюрократа агентство «РИА Новости».
Сказать, что министр прав, — значит почти ничего не сказать.
Идея с материнским капиталом была упадочной и порочной изначально. Ибо воспроизводила в среде русских национальных родителей тотальное иждивенчество.
Спрашивается, почему государство должно финансировать деторождение? Соответствующее решение принимают будущие родители, и только они. Если они видят в себе возможности и силы рожать, то имеют полное право — но не обязанность — это сделать. Если нет — то лучше не надо. Превращать деторождение в бизнес не очень правильно по форме и совершенно некорректно по содержанию.
Собственно, весь этот «материнский капитал» способствовал закреплению в нашем народе парадигмы, согласно которой дети обязаны родителям своим рождением по гроб жизни. Вот уж ни черта подобного! В момент, когда кто-то принимает решение родить ребенка, сам ребенок об этом еще ничего не знает. Детей мы порождаем для себя, чтобы прикольнее было провести остаток нашей утлой жизни. А мифология, что, дескать, ребенок обязан кому-то самим фактом своего появления на свет, существует лишь для того, чтобы этим ребенком управлять всю жизнь с помощью ложно и искусственно порожденного чувства долга. Так, по сути, и управляла много столетий нашим народом власть: ты нам обязан всем, а мы тебе — ничем. Вопрос: а вы зачем власть, если вы мне никак и ничем не обязаны?
Сейчас мои критики начнут, конечно, рассуждать про депопуляцию и что при таких темпах антирождаемости мы скоро потеряем Сибирь, она же Дальний Восток. Да, в этом есть доля правды. Но:
а) Бум рождаемости всегда в истории сопряжен или с желанием загрузить детей решением экономических проблем семьи — как в деревне, где каждые детские руки создают прибавочный продукт с младых своих ногтей, или с приливом социального оптимизма. В политико-экономической системе, где человек есть обуза, поскольку чем больше людей в экономике, тем меньше на каждого приходится нефтегазового дохода, а оптимизм надолго убит тотальным цинизмом, в котором варится наше самонадеянное, но ментально весьма незрелое общество, рождаемость расти не будет, хоть тресни все, вместе взятое, национальное единство. Расти может только воровство материнского капитала с последующим выкидыванием новорожденных младенцев в мусорные баки на хромой собаке;
б) Сибирь, она же и Дальний Восток, мы можем потерять потому и только потому, что федеральная элита категорически отказывается учитывать жизненно важные интересы зауральских регионов России: территории, которые приносят стране максимальный доход за счет расположенных у них сырьевых ресурсов, отказываются понимать, почему они вынуждены существовать в загоне, а их правильная доля в национальном богатстве обслуживает исключительно обалдевшие от внезапной столичности Москву и Санкт-Петербург.
Так что материнский капитал здесь ни при чем. А министр Силуанов прав, как Сократ и Моисей в одном флаконе. Отменять, отменять и еще раз отменять. И не только потому, что возникнет большая бюджетная экономия, а чтобы уйти от логики унизительной халявы, которая учит русского человека не отвечать за себя. А где человек за себя не отвечает — не может быть никакой демократии.
Ну а что министр финансов РФ стал активистом проекта «Хватит кормить Кавказ!» — это уже просто майский (пусть даже августовский) день.
Антон Силуанов первым из федеральных лиц категории «А» нашел в себе силы признать, что мусульманские регионы Северного Кавказа при нынешнем внутригосударственном раскладе Россия в будущем не удержит. Да, формально он так не сказал, но фактически — именно это. И в этот момент старый русский националист польско-еврейского происхождения Белковский, многократно в прошлом костеримый фальшивыми патриотами-империалистами за аналогичную крамолу, поднял за министра виртуальную рюмку (реальную мне давно запретили недобитые РФ-врачи).
Я никогда не был горячим (или каким бы то ни было другим) поклонником кадровой политики Владимира Путина. Но с Силуановым он, похоже, не промахнулся.
Новая искренность и новая серьезность, запрос на которые создали русские образованные горожане (РОГа) на совершенно нарицательных Болотной площади / проспекте Сахарова, требуют от политика, формального или фактического, говорить правду. Которая и есть высшая и последняя форма соответствия актуальной государственно-политической реальности.
В этом смысле уже не может быть интересен кандидат в мэры Москвы А.Навальный, который обещает посадить Путина в тюрьму, точно зная, что этого никогда не выйдет. Или олигарх С.Керимов, сокращающий в три раза финансирование футбольного клуба «Анжи», едва убедившись, что эта псевдоблаготворительность не будет компенсирована из бюджета Республики Дагестан, — ведь новый глава региона Рамазан Абдулатипов не дружит с г-ном Керимовым. И в отличие от своего предшественника не собирается делать супербизнесмену местного розлива гигантских подарков.
Пришло время заглянуть в глаза правде. Глаза кривые, косые и нелегкие, но уж какие есть. Бог несколько обделил правду физической красотой — и ничего тут не поделаешь.
И если про глаза правды уже поняли большие федеральные бюрократы — значит, священный сизифов камень перестроечных перемен таки съехал с горы в единственно правильном направлении.
А не выдвинуть ли нам Антона Силуанова в лидеры оппозиции?