Вроде бы гордиться надо успехами российских спортсменов на «домашней» Универсиаде в Казани. Все-таки на Всемирных студенческих играх они умудрились завоевать за день до окончания соревнований уже 138 золотых медалей (данные на 17.00 16 июля), продемонстрировав подавляющее превосходство над всеми соперниками. А почему-то не хочется. Как-то не возникает великого патриотического чувства. Его перебивает иное — чувство смущения, неловкости и где-то даже стыда за нашу страну. Само действо Универсиады в столице Татарстана выглядит как кинофантастика, гротеск в самом выразительном его проявлении, основанном на чрезмерном преувеличении, переходе всяких границ правдоподобия.
Как воспринимать сии невиданные успехи в Казани? Как космический взлет после грандиозного прошлогоднего поражения на летних Олимпийских играх в Лондоне? Но ведь с тех пор мало что изменилось в отечественном спорте. Прогресс если и наблюдается, то минимальный. Что же мы тогда демонстрируем всему миру?
По утверждению министра спорта Виталия Мутко, показываем мощь России как спортивной державы, силу нашего спорта. Но ведь это совсем не так. Прежде всего потому, что Всемирные студенческие игры — вовсе не те соревнования, где можно и должно кричать о своем безоговорочном превосходстве. Статус у Универсиады совсем иной. И как бы власть, спортивную и иную, имущие в России его ни превозносили, ни ставили вровень с престижем летних Олимпиад, от этого для остального мира он никак не повысится.
Впрочем, разницу в цене победы на Универсиаде и Олимпиаде на самом деле хорошо понимают и Мутко, и его коллеги в правительстве. Она, по их мнению, у студентов в 25 раз ниже, чем у олимпийцев-профессионалов. Что отражено в специальном постановлении правительства. Согласно этому документу, российский чемпион Универсиады получит 4 тысячи евро, тогда как российскому олимпийскому чемпиону полагается из госбюджета 100 тысяч евро. Почувствовали разницу?
Во всем мире ее чувствуют. У нас — тоже. Но при этом хотят придать Универсиаде не присущую ей солидность. Выдавая желаемое за действительное, стремятся победами хотя бы на этих соревнованиях, как фиговым листом, прикрыть срам от бесконечной череды поражений, которые преследуют российских спортсменов на мировой арене. Собственно, тут и доказывать нечего. Если бы дела в отечественном спорте обстояли так хорошо, как их выставляет глава спортивного министерства, мы бы не переместились в стан середнячков на летних Олимпийских играх и не очутились в обозе аутсайдеров на зимних.
Понимаю, нашему спортивному и иному руководству надоело, что российские спортсмены проигрывают почти всюду и всем. Разделяю и их желание выиграть хоть что-то хотя бы у себя дома. Поэтому совершенно естественно воспринял бы нормальную общекомандную победу россиян в Казани. Но ненормальную — не могу. Нельзя доводить ситуацию до полного абсурда, когда заведомо слабые противники буквально изничтожены, растоптаны, стерты в порошок.
Какую силу в таком случае в очередной раз продемонстрировал Виталий Мутко? Разве что беспросветную силу глупости российского спортивного руководства. Вышло как в дурном анекдоте: пригласили друзей из 161 страны на праздник, обещали вместе с ними от души веселиться, да только «отрываться по полной» стали одни хозяева, напрочь забыв о правилах элементарного приличия. Гостям практически слова сказать не дали на этом мнимом пиршестве российского спорта. Молчите в трубочку и не высовывайтесь, мы сами с усами. Да еще с такими разлапистыми, что аж жуть берет.
Под ружье в т.н. студенческую сборную России были поставлены, за редким исключением, все сильнейшие на сегодняшний день спортсмены. Не пощадили никого. Даже травмированных атлетов. Олимпийскую чемпионку по спортивной гимнастике Алию Мустафину, которая из-за болезни отказалась было от выступления в Казани, в приказном порядке вызвали на состязания и срочно залечивали прямо во время соревнований. В наших рядах было два десятка олимпийских чемпионов прошлогодних Игр в Лондоне — практически все, кто занял там первые места. Для сравнения, примерно столько же победителей Олимпийских игр числилось во всех остальных командах (а их 161), вместе взятых. Понятно, как выглядели наши спортсмены в Казани, с каким подавляющим превосходством они там выступали.
Естественно, эта ситуация не могла пройти мимо внимания не только зарубежных, но и отечественных спортивных журналистов. Разъяснить ее они попросили министра спорта. Вот что сказали господину Мутко сотрудники агентства спортивной информации «Весь спорт»:
— Наши спортсмены значительно оторвались от соперников в медальном зачете. В связи с этим муссируется мнение, что Россия выставила на Универсиаде сильнейшие составы, а другие страны привезли простых студентов, не имеющих высоких титулов и званий...
— Каждая страна должна заниматься собой, — ответствовал господин министр. — Мы выставили для участия в Универсиаде 663 атлета, которые полностью подходят под требования, выдвигаемые FISU к участникам данного комплексного спортивного мероприятия. Все наши спортсмены — молодые ребята, студенты или аспиранты российских вузов, все — не старше 28 лет. Что же нам, нужно было выставить студентов-первокурсников, которые вообще не занимаются спортом, а не спортсменов, которые учатся в вузах, но и входят в состав национальных сборных?!
Да, никто не скрывает, что среди 663 спортсменов 50 атлетов уже являются призерами и победителями Олимпийских игр. Но эти ребята сами выразили желание выступить у себя дома! Наши спортсмены хорошо подготовились и достойно выступают на домашней Универсиаде. Я бы рекомендовал взглянуть на итоговую таблицу предыдущей Универсиады, где хозяева соревнований — наши коллеги из Китая — завоевали 75 золотых медалей и 145 наград различного достоинства! Мы в 2011 году также выступили неплохо, выиграли 41 золотую медаль. Но мы всегда выступаем в свою силу. Какие составы привозят другие спортсмены, к нам никакого отношения не имеет — это политика каждой отдельно взятой страны...
С последним аргументом Виталия Леонтьевича не поспоришь. Все дело — именно что в политике. Какая она у нас, мы выяснили.
Остается добавить, что сборная России в Казани установила абсолютный рекорд Универсиад по количеству золотых наград, завоеванных одной командой на одних летних Всемирных студенческих играх. Никогда прежде спортсмены ни одной страны мира не добирались до столь заоблачных вершин. Тем, кто хорошо знаком с миром спорта, известно, что прежний абсолютный рекорд принадлежал как раз китайцам, которые установили его два года назад у себя дома. Много или мало медалей они взяли тогда?
У меня и, уверен, у большинства спортивных специалистов нет ни малейших сомнений в том, что два года назад китайцы могли бы получить минимум в два раза больше как золотых, так и всех остальных наград. Но не стали этого делать. Потому что у них — иная политика. Политика благоразумия, которая напрочь отсутствует у нас.
А как китайцы выступают в Казани? К вечеру вторника, 16 июля, представители Поднебесной были вторыми с 74 наградами всех достоинств, включая 25 золотых медалей. Выходит, у них на сто с лишним золотых медалей меньше, чем у хозяев. За китайцами третьими шли японцы — 75 (21+24+30). За ними Южная Корея — 16 золотых, Украина — 12, Белоруссия — 12, на седьмом месте США — 34 (9+14+11). Англичан нет даже в десятке.
На момент написания этой статьи у России было уже 265 наград, включая 138 золотых, 68 серебряных и 59 бронзовых. Но и это еще не предел. Как стало известно, руководство поставило перед командой задачу: довести количество золотых медалей до 150. Думаю, такое вполне по силам: в среду, 17 июля, будут разыграны последние 9 комплектов наград. (Для сравнения: девять команд, входящих помимо России в десятку сильнейших, в общей сложности завоевали меньше золотых медалей, чем мы.)
Не собираюсь умалять достоинства ни одной конкретной победы, одержанной российскими спортсменами на Универсиаде. Им, отдельно взятым российским спортсменам, стыдиться нечего. В отличие от их горе-руководителей, у которых, впрочем, атрофировано такое чувство, как стыд.
Поведя себя, как одуревшие от безнаказанности слоны в посудной лавке, они снова унизили страну, выставив ее на посмешище перед мировой спортивной общественностью. В ее глазах авторитет России после такой победы на Универсиаде, мягко говоря, не вырос. А выражаясь прямо, упал.