Нужны ли нам новые русские?

Добро пожаловать в Россию, или Посторонним вход затруднен

Добро пожаловать в Россию, или Посторонним вход затруднен

тестовый баннер под заглавное изображение

Я провел детство и юность в Алма-Ате (раньше этот город так назвался), оттуда ушел в армию, туда же вернулся. Сегодня по работе иногда бываю в краях моего детства, хотя вот уже тридцать пять лет, как я россиянин.

Недавно ко мне обратились корреспонденты одного казахстанского СМИ с просьбой рассказать, как я перебрался в Москву и закрепился в ней. Их это живо интересует, ведь значительная часть русскоговорящих, проживающих в Казахстане, хотела бы переехать на ПМЖ в Россию, поскольку считает, что им живется хуже, чем казахам. Да, благодаря мудрости и толерантности президента по Конституции все этносы в республике равны. И все-таки многие русскоговорящие считают, что их перспективы в России намного радужнее. Единственное, что их удерживает от переезда, — они не уверены, что великая российская держава будет им рада.

Мне не был рад никто. Я выехал из Казахстана в 1978-м, двенадцать лет болтался по России с временной пропиской, потом титаническими усилиями пролез в столицу, но моя история не может быть показательной. У меня получилось лишь после того, как я стал достаточно обеспечен и знаменит (только фирма «Мелодия» выпустила более двух миллионов пластинок). Не думаю, что сделаться москвичом сейчас кому-либо будет проще, чем мне тогда. Говорю о ситуации с переездом в Москву, потому что именно это интересует казахстанцев в первую очередь. И их можно понять.

Москва, конечно, далеко не Россия. Это котел, в котором плавятся российские деньги, полученные от продажи природных ресурсов страны. Столица пухнет как на дрожжах и сегодня живет богаче и помпезнее остальной России, однако не факт, что так будет вечно...

По уверению нашего правительства, Россия готова принять всех желающих перебраться, если они родились в СССР, и всех финансово стимулировать. Но ни Москва, ни Питер под льготную программу переселения соотечественников не попадают. Так что никаких легальных (и легких) способов закрепиться в столице для жителей других стран не существует, но для россиян никаких ограничений нет. Так, может, соотечественникам лучше сначала выбрать место временной дислокации, переехать, стать жителями России и уже потом подумать — стоит ли планировать атаку на Москву? И надо ли пытаться осесть именно в Первопрестольной, в то время как те, кто подальновиднее, наоборот, стараются перевести из нее свои капиталы куда подальше? И своих детей они давно отправили за рубеж и активно готовят их к тихой заморской жизни. Не лучше ли обратить взоры на регионы, где поспокойнее?

Недавно я натолкнулся на любопытные статистические данные: сегодня в России закрывается одно производство в день, а поскольку работающих предприятий и так немного, однажды деловая активность российской промышленности сойдет на нет. Появления новых предприятий ждать не приходится, потому что лишь десять процентов молодых людей хотят начинать свое дело — большинство опрошенных желают пристроиться рядом с большим начальником или политиком и участвовать в «распиле бабла». В крайнем случае готовы занять место в партийном списке, но только так, чтобы ничего не создавать и ни за что не отвечать.

Эти опросы подтверждают гипотезы авторитетных экономистов, утверждающих, что денег от нефти и газа скоро не станет хватать для латания дыр в умирающей экономике. Пессимисты дают стране два года до этого «счастливого момента», оптимисты — от трех до пяти, правда, с оговоркой, что все будет дальше идти по сегодняшнему сценарию. Конечно, с этими прогнозами знакомы руководители страны, и они наверняка будут что-то предпринимать для спасения Отечества. Но если прогнозы сбудутся (не дай бог), то первой рухнет Москва, которая сама себя прокормить не может, а регионы начнут по очереди откалываться от центра, пытаясь выкарабкаться самостоятельно. И денежные потоки быстро иссякнут. Даже не верится, что до Великой Отечественной войны столица была рабочим городом и производила собой 5% союзного ВВП при численности населения в 4,4 миллиона человек. Когда смотришь на фотографии довоенной Москвы, то и этих миллионов горожан на улицах не видно — все на работе...

Но, как говорится, «вернемся к нашим баранам». Программу адаптации соотечественников приняли в 2006-м, но работала она все эти годы совсем не так, как планировалось. Ожидалось, что в Россию переедут сотни тысяч, а перебрались десятки.

Правительство утвердило новые правила переселения соотечественников и постановило выделить территории приоритетного заселения. Подъемные при переезде на такие территории увеличены с 120 000 до 240 000 рублей. При переселении участник программы и члены его семьи получают социальную поддержку. В частности, оплачивается стоимость переезда, компенсируется уплата госпошлины на ввоз одного автомобиля. При отсутствии иных доходов в течение первых шести месяцев выплачивается пособие в размере 50% от прожиточного минимума.

Но переселенцы могут воспользоваться максимальным уровнем господдержки лишь в следующих регионах России: Бурятия, Забайкальский, Камчатский, Приморский, Хабаровский края, Амурская, Иркутская, Магаданская, Сахалинская области и Еврейская автономная область. Именно там катастрофически не хватает населения. Но надо понимать, что даже при самом благоприятном варианте приезд нескольких десятков тысяч человек из того же Казахстана Дальний Восток не спасет. Китайская негосударственная «программа» заселения региона работает куда эффективнее. В результате переселенцам придется учить китайский, а он уж никак не проще казахского.

И еще. Тот, кто решится на переезд, должен знать пока никем не оспоренное правило: суровость российских законов компенсируется необязательностью их исполнения. А значит, деньги, выделенные на переезд, могут быть истрачены местными властями на другие нужды или банально разворованы. Чиновникам на местах надо как-то «приподниматься» — так почему бы и не на переселенцах, самой незащищенной части подчиненного им народа? Так что будет нелишним изучить досконально все законы и уложения, запастись толковым юристом, подкопить деньжат, подключить знакомых и только тогда уж переезжать.

Итак, программа пока не работает фактически по трем причинам:

1. Обещания, данные российским правительством, не имеют реального воплощения. Думаю, трудно найти хоть одну семью, перед которой выполнены все обязательства. Нужно ужесточить контроль за расходованием средств и повысить уровень ответственности за невыполнение. Но тут все упирается в практически непреодолимое препятствие: контроль опять же будет возложен на местные структуры. А создавать федеральную комиссию по контролю не из кого, ведь сегодня даже президенту практически не на кого положиться. При огромном количестве административных кадров деловых и порядочных — раз-два и обчелся. Вот такой парадокс.

2. Программа помощи соотечественникам больше напоминает программу восстановления деревни. Свои селяне рванули в города, и российским властям хочется решить проблему оттока сограждан из деревни за счет вновь прибывших. Но для последних такой переезд зачастую оказывается значительным, а потому невозможным понижением в статусе. Что делать на селе кардиологу, лингвисту или рекламщику? А если начать предоставлять им возможность на льготных условиях приобретать жилье в городах, можно нарваться на недовольство «коренных» россиян, безнадежно «испорченных квартирным вопросом». Хотя в той же Москве пустует чуть ли не пятая часть жилого фонда, на социальные программы свободных квартир нет. И в ближайшее время не предвидится, будем откровенны.

3. За двадцать лет раздельного существования часть жителей бывшего СССР уже нашла свой последний приют. Те же, кто собирается переехать, обеспокоены вопросом: будет ли у них возможность посещать могилы близких? Я, например, не смог отыскать могилу моей бабушки в Алма-Ате, так как во время похорон отдавал воинский долг Родине, а показать место захоронения уже некому.

Размышляя о проблеме соотечественников, я постарался обойтись без цифр и таблиц — любой, интересующийся темой, найдет все материалы в Интернете. Это лишь мой личный взгляд на проблему. Ехать или не ехать (и если да, то куда) — решать не мне. Но вот вам один конкретный пример.

Мои близкие родственники уже более десяти лет живут в Воронежской области, перебравшись туда из южного Казахстана. Они получили подъемные, надел земли и каркас дома, подписали документы, обязующие их отработать на благо села определенное время, и стали обживаться. Да, им сначала было непросто, но сейчас они уже не жалеют, что решились на этот шаг. Своему племяннику я помог устроиться на работу в Москве, но ему не понравилось — он предпочел Воронеж, показавшийся ему более привлекательным. Там он и трудится сегодня. И все они уже более десяти лет считают себя полноправными гражданами нашей страны.

В общем, не Москвой единой жива Россия. Поэтому, несмотря ни на что, — добро пожаловать!

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру