Вот уж не думал, не гадал, что когда-либо придется выступать в защиту министра образования. За все последние годы почти в каждой своей публикации я только и делал, что подвергал жесткой критике образовательную политику. Но, когда вся стая под свист и улюлюканье травит одного, делая козлом отпущения за все грехи, накопившиеся в отрасли, поневоле запишешься в адвокаты.
Тем более что по воле случая (а точнее, по результатам голосования радиослушателей «Эха Москвы») прошлым летом мне было предложено войти в Общественный совет при Министерстве образования и науки. Так нежданно-негаданно я оказался в качестве общественника в коридорах власти, перед которыми никогда не испытывал священного трепета.
Но и стоит ли демонизировать Министерство образования, как, впрочем, и любое другое? Скажу откровенно, запаха серы я там не почувствовал, рогов и копыт на министре и его замах не обнаружил. Люди как люди, хотя любое ведомство, отвечающее за социальные вопросы, превращается у нас в контору «Рога и копыта». Почему так? Вспоминается присказка: «Кто девушку ужинает, тот ее и танцует». Хороший ужин стоит хороших денег. А их зачастую не хватает в регионах на выполнение предвыборных обещаний повысить зарплату бюджетникам. Где их взять, тем более что этот вопрос на контроле у первого лица государства?
Ежемесячно и повсеместно, как сводки с фронта, учебные организации сдают таблицы, отражающие динамику роста оплаты труда педагогов и воспитателей детсадов. И зарплата повышается. Но какой ценой? Ценой пересмотра штатного расписания, в результате которого под сокращение попадают психологи, дефектологи, медики. И это в условиях, когда все большую тревогу вызывает состояние физического и психического здоровья детей. Второй способ добыть необходимые средства — это оптимизация сети бюджетных организаций. Вот и сливают у нас поликлиники, школы, детские сады... Никаких приказов Министерства образования на сей счет в природе не существует. Такие вопросы решаются на местах.
Интересно, знает ли депутат от ЛДПР И.Лебедев, потребовавший «слить» Ливанова за слияние учебных заведений и «истерию» вокруг липовых диссертаций, об истинных причинах развернувшейся повсеместно реорганизации? И почему его не волнуют бабушки, мечущиеся по разным поликлиникам, ныне объединенным в холдинг, в поисках необходимого специалиста? Думаю, все он прекрасно знает и понимает. Как-никак, доктор исторических наук...
Но вернемся к образовательному министру. А точнее — к министрам, коих у нас в разных территориях великое множество. Среди них попадаются разные люди. Кто-то из последних сил сохраняет сеть образовательных учреждений, не стремясь скрестить ежа с ужом. Другие скрепя сердце подчиняются нашей священной корове — финансовой дисциплине. Но находятся «эффективные» менеджеры, впадающие в настоящий административный раж.
Любопытный документ был получен мной как членом Общественного совета недавно. Родился он в недрах министерства образования и науки Челябинской области...
Наука Челябинской области — звучит гордо. Представляется логичным усилить эту линию, введя почетные звания: например, доктора наук Челябинской области, которые будут действовать только в ее пределах. И тем самым прекратить «истерию» вокруг диссертаций, возбудившую многих депутатов, вне зависимости от их партийной принадлежности.
Но не будем цепляться к названиям, а обратимся к сути уникального в своем роде документа. Предыстория его появления такова. В городе Златоусте есть профессиональное училище №96, где обучается много детей-сирот, в том числе с отклонениями в развитии. Излишне говорить, какое значение для их социальной адаптации имеет овладение ремеслами. ПУ №96 — победитель конкурса им. Макаренко.
Обязанность по работе с этими детьми возложена законом на органы опеки и попечительства. Свои обязанности эти органы не выполняли. Часть из них вынужденно взяло на себя ПУ. «Опекуны» были против... В общем, история долгая. Разгорелся конфликт, дошло до суда. Который училище выиграло, а Генеральная прокуратура дала предписание прокурору области принять меры прокурорского реагирования в отношении органов опеки и попечительства.
Но тут грянула реорганизация в рамках «оптимизации» профессионального образования в городе Златоусте. Училище с сиротами и инвалидами решили слить с другими ПУ, что, вероятно, отражает прогрессивный курс администрации области на инклюзивное образование. Педагоги не согласились с таким решением и обратились в прессу. И тогда последовал приказ, достойный дословной публикации.
«МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРИКАЗ
19.04.2013 № 01/1269
Челябинск
О проведении проверки
Для проверки фактов, связанных с формированием ГБОУ НПО ПУ №96 публикаций в информационно–публицистической газете общественного движения «Наш город», способствующих дестабилизации обстановки и экстремистским провокациям в отношении реорганизации образовательных учреждений начального и среднего образования,
ПРИКАЗЫВАЮ:
Направить 22.04.2013 года в ГБОУ НПО ПУ №96 главного специалиста отдела бухгалтерского учета и контроля Министерства образования и науки Челябинской области Казмирчук Л.М.
По итогам проверки подготовить справку в срок до 23.04.2013 года.
Директору ГБОУ НПО ПУ №96 Пономаревой Л.Г. обеспечить представление документов, необходимых для проведения проверки.
Контроль исполнения приказа возложить на заместителя Министра В.В.Полетаеву.
Министр А.И.Кузнецов».
Уже в первом абзаце этого шедевра общественно-политической мысли мы видим оригинальный плод челябинской науки, абсолютно свободной от заимствований и плагиата: «Дестабилизация обстановки и экстремистские провокации в отношении реорганизации образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования». А! Каково верное политическое чутье «эффективного» менеджера! Но, если формулировать по-простому, начальник педагогам шьет дело.
Даже в воспаленном сознании трудно представить себе экстремистов-педагогов, организующих детей сирот и инвалидов для потрясения государственных основ. Одно из двух: либо у нас такое слабое государство, что не выдержит напора этой рати, либо в областное министерство нужно срочно отправлять бригаду специалистов психокоррекции.
В этой трагикомической истории, как в капле воды, отразился весь груз совершенных ошибок. Здесь и отнесение ответственности за финансирование профессионального образования к компетенции регионов, и загадочным образом исчезнувшее из новой редакции Закона «Об образовании» начальное профессиональное образование. Его попросту там нет!
Забывчивым депутатам неплохо бы напомнить, что это именно они подавляющим большинством принимали государственный бюджет и новый Закон «Об образовании», хотя эксперты предупреждали о грядущих коллизиях.
А известно ли нашим законодателям, что если мы направляем педагогов в экспедиции и многодневные походы с детьми, то это время Пенсионный фонд, в соответствии с действующим законодательством, исключает из педагогического стажа? То же происходит с людьми, проходящими переподготовку с отрывом от производства. Ведь у нас каждое ведомство живет по своим законам.
Насколько мне известно, сейчас в коридорах власти готовится еще одно, на мой взгляд, опасное решение — о передаче коррекционных учреждений из системы образования в собес, который народ не без основания прозвал социальным бесом...
А теперь — о главном. Кому выгодна отставка министра образования?
Авторам халтурных диссертаций в стране, где уже докторских больше, чем кондитерских. Ректорам сомнительных вузов и их бесчисленных филиалов, куда помещают на сохранение своих домочадцев сильные мира сего (недавно выпускница института культуры и гостиничного бизнеса, победившая в конкурсе «Мисс Россия», насмешила Интернет своими «обширными» познаниями). Тем НИИчаво, которые к качестве средств передвижения используют карету прошлого.
Но жизнь не обманешь. Серьезных изменений в образовании и науке не избежать. Требуют немедленного пересмотра стандарты подготовки педагогов, нуждается в пересмотре номенклатура должностей педагогических работников: в частности, без тьютора (педагога–реабилитатора) невозможно организовать обучение больного ребенка вместе со здоровыми детьми. Не избежать нам и санации вузов, которые толпами выпускают никому не нужных юристов, экономистов и пиарщиков.
К чему это я?
А к тому, что, конечно, просто по политическим мотивам снести федерального министра, с которым у меня лично много разногласий (в частности — по критериям оценки эффективности педагогических вузов, процедуре ЕГЭ, новой системе оплаты труда педагогов), чем сообща разгребать авгиевы конюшни образования. А делать это рано или поздно придется. Но какими методами и темпами — очень большой вопрос. Ливанов только попробовал сдвинуть этот воз с мертвой точки, как его тут же замордовали.