Это могло бы показаться шуткой, но известный единоросс, глава фракции этой партии в Думе Владимир Васильев, заявил, что он озабочен тем, что Россия переживает очередную волну эмиграции. Васильев огласил печальную цифру: примерно два миллиона человек ежегодно (!) покидают Россию навсегда.
Официальные цифры меньше — Росстат говорит о двух миллионах в совокупности. Но и это сравнимо с цифрами двух волн бегства из России в годы после октябрьских событий 1917 года и тревожного 1991-го. Но тогда бесновались большевики и ГКЧП готовился к госперевороту.
А сейчас — что?
Г-н Васильев заявляет: «Главная причина — отсутствие стабильности».
Во как!
То есть тринадцать лет эту стабильность строили; она, эта стабильность, была главным пунктом В.В.Путина во всех его ипостасях. И на тебе — ее нет!
Не будем спорить с г-ном Васильевым, он человек информированный. Раз говорит два миллиона — значит, это точная цифра. Раз говорит, что стабильности нет — значит, ее нет.
Однако страну покидают не только те, кто, как поется в популярной песенке, взяли с собой кота, — то есть простые граждане. В последний год на выезд нацелились и другие «чижики-собаки, петьки-забияки».
К примеру, те, кто считает себя преследуемым по политическим причинам. Как только Следственный комитет возбудил дела по «фактам беспорядков» во время массовых шествий оппозиции — молодые парни и девушки немедленно уехали за границу искать политического убежища, ибо в «самый справедливый суд в мире» никто из них не верит. Для кого-то бегство заканчивается получением статуса, кто-то мыкается в ожидании спасительных документов, а некоторые, как печально известный Александр Долматов, кончают жизнь самоубийством.
Все эти истории выплескиваются в зарубежные СМИ, и изумленная Европа констатирует, что пауза между советскими политэмигрантами и новой путинской волной оказалась не особенно продолжительной.
Но и это не все, кто спешно покидает пределы России. Есть еще те, кого в стиле все той же детской песенки можно назвать «обезьяны, попугаи…».
Мы их назовем так, потому что они иностранцы. Они тоже бегут.
Казалось бы, а иностранцам-то для чего бежать? У них ведь и паспорта, и статус. Но, как мы помним, наличие разноцветных зарубежных паспортов еще не является индульгенцией.
Поток отъезжающих иностранцев меньше по численности, но разнообразней по содержанию. Кого-то вытесняют «по бизнесу», кто-то не выдерживает дороговизны ЖКХ и продуктов, которая теперь сравнима с Европой, о чем мне эти «попугаи» не раз откровенно заявляли.
Вы не поверите, но уезжают и журналисты, чего раньше невозможно было себе представить. Например, две известные немецкие газеты, Frankfurter Allgemeine и Die Zeit, закрыли свои представительства в Москве. Ранее свое присутствие в Москве сократила Süddeutsche Zeitung (оставили только одного корреспондента). А от представительства еженедельника Stern остался только юридический адрес.
Причем тут интересна причина отъезда. В отличие от г-на Васильева, который называет ею «отсутствие стабильности», немцы утверждают, что оплата офисов не оправдана, «ибо после избрания г-на Путина на третий срок ситуация в России стала крайне предсказуемой».
Воистину, «что русскому хорошо, то немцу смерть»…
Но если немцы увозят с собой лишь себя и свои ксероксы–факсы, то американцы более обстоятельны. К примеру, американские некоммерческие организации National Democratic Institute и International Republican Institute не только закрыли свои отделения в России, но вывезли... работавших в них россиян. Причем вместе с их семьями! Так поступают, видимо, тогда, когда навсегда покидают страну, когда опасаются расправы…
Так что же, скажите, у нас происходит? Как совместить «стабильность» и граждан в аэропорту, покидающих Отчизну?
Как соединить великую страну, которая должна поражать весь мир новостями, с тем, что в ней на долгие годы воцаряются одна и та же новость, одна и та же партия, один и тот же президент...
Конечно, любой государственник скажет:
— Пусть едут, тут их никто не держит! Да и ложь это все, — добавит он, — лично моя жизнь превосходна.
И он прав, но это его правда. Но есть еще и другая — не все у нас заседают в Думе. А за ее воротами, как выясняется, жизнь уже не столь прекрасна и удивительна. Более того, ее можно назвать отвратительной и опасной до такой степени, что люди согласны уехать в зарубежную неизвестность, которую, как ни странно, считают более стабильной, чем стабильность путинскую.
Причем люди знают, что особо светлого будущего лично у них за границей нет и что ехать стоит только ради детей. Правда, перед тем, как принять решение, у них закрадывается сомнение — а может, детям на Родине все-таки будет лучше?
Но потом они читают свежую новость — Генштаб просит министра обороны вновь ввести экстерриториальность набора призывников в армию. То есть если пока действует правило, что призывник может служить недалеко от дома и родители имеют возможность часто видеть сына, то Генштаб хочет отправлять призывника на другой край России. Как было при СССР. Как мрачно пошутили мои друзья, «чтобы легче было убить и замести следы…»
Читают все это родители… и пакуют чемоданы.
Уезжает вся «веселая компания» — вместе с котами и попугаями.
Только давайте скажем прямо — нет радости, когда покидаешь Родину. Ведь ты не Путина с Медведевым покидаешь, а свою землю, родителей и друзей.
И если бегство из России приняло повальный и всеобъемлющий характер, то не является ли это наиболее объективной и абсолютной оценкой того, что происходит в нашей стране?
Все как в детском стишке — только компания не веселая.