Вместо отсутствующего в эфире «Дождя» ответственной по Майдану теперь стала «Россия-24» — информационный госканал, входящий в ВГТРК. Они работали всю ту страшную ночь в режиме нон-стоп. Эксперты были уже не «дождевые», а даже наоборот. Но картинка… Без комментариев.
Однако ситуация предсказывалась. Еще до всякой «картинки» в Киев на один день заехал главный редактор радио «Эхо Москвы» Алексей Венедиктов, и его тут же пригласили на местное «Громадское ТВ» — небольшой, но очень громкий канал. Вы представляете себе Венедиктова? Либерала, демократа, да. Но на их телевидении ему указали на дверь, чтобы уезжал поскорей и не смущал местных своими риторическими вопросами.
На самом деле это был мастер-класс: молчание ягнят — и доктор Лектер, бандерлоги — и удав Каа. На фоне Венедиктова местные говорливые журналисты выглядели желторотыми цыплятами.
Вот что такое интеллект! Они назвали его «кремлевским». Но тем-то он и хорош, что, чуть ли не в ежедневном режиме встречаясь с людьми из-за «стенки», обедая-ужиная с ними, договариваясь, все равно умудряется оставаться самим собой и не терять репутацию. Высказывать свое мнение и не быть ангажированным. Жить своим умом.
А украинские товарищи-репортеры? Они как дети. Мы тоже такими были лет двадцать назад. И затыкали глотки друг другу, и не терпели чужого мнения. Многие, правда, такими остались и сейчас. Но не он, Алексей Венедиктов.
На своем месте
К Марианне Максимовской в ее «Неделю» пришел в гости Владимир Мединский, министр культуры. Пришел, потому как герой дня и все той же недели. Просто наш министр никак не хотел соглашаться с тем, что руководство блокадного Ленинграда, когда люди ели мышей, кошек и собак, да просто подыхали с голода, пило чай с пирожными, в простонародье называемыми ром-бабами.
Данный факт привел писатель-фронтовик Даниил Гранин в своей «Блокадной книге». «Это все вранье», — сказал министр. Некоторые потом потребовали, чтобы он извинился. А министр ни в какую. Потому что патриот до мозга костей.
И у Максимовской он начал все отрицать. Потому что любит свою родину больше всего на свете. Однако с Марианной фокус не прошел, она стала предъявлять своему герою убийственные аргументы, дополнив это еще и документальным синхроном. Под таким напором министр стал оседать, но таки вывернулся: «А вы что думаете, воюющие с немцами в Англии Черчилль и его присные питались так же, как и все остальные британцы?» — резонно задал он риторический вопрос. Вот она, культура! Какое безукоризненное сравнение! А главное, точное.
Еще до своего министерства Владимир Мединский работал пиарщиком, депутатом, преподавателем и, безусловно, был на своем месте. Выделялся умом и сообразительностью, блистал на ток-шоу. Уверен, этого профессора очень любили студенты. И особенно студентки.
Но вот наконец человек дослужился до целого министра. И то и дело попадает в какие-то интересные положения.
Cкорее всего, он честный чиновник. И не ворует — ни копеечки! Тогда цены ему нет. А если он еще в отличие от многих своих предшественников поднимет зарплату нашим бабушкам-библиотекаршам с семи тысяч до восьми, тогда можно сказать, что жизнь г-на Мединского удалась! И он на своем месте.
Никакой разницы
Была такая программа, «Большая разница» на Первом, помните? Остроумная, талантливая. Вели ее двое: Иван Ургант и Александр Цекало. Ургант ушел, остался Цекало. И появилась программа «Большая разница ТВ». Найдите 10 отличий.
Я нашел. И дело совсем не в Урганте. Помните: «Чтобы продать что-нибудь ненужное, надо сначала купить что-нибудь ненужное, а у нас денег нет», — говорил дядя Федор. Деньги на ТВ есть, даже слишком. Но чтобы пародировать что-то интересное, нужно показывать что-то интересное. А вот здесь проблема.
Конечно, талантливые люди из любого «магазина на диване» конфетку сделают, для них-то чем тупее, тем лучше. Прекрасная Елена Малышева это знает.
Только сейчас, кажется, и тупых уже не осталось. А какие? Ни-ка-ки-е! Люди просто заполняют собой эфир, зацепиться не за что. Все краски, отвязность, отмороженность (в хорошем смысле) убираются. Вернее, эти качества прибрал к рукам только один человек, и вы его знаете. Ну тот, кто ушел от Цекало.
А Цекало теперь сидит, скучает. Все что могли, они спародировали до того, и не один раз. На новенького никого нет и не предвидится. Есть даже целые каналы, которые вообще ни о чем. Отключи их от эфира — про них и не вспомнят.
Правда, вот сейчас на Первом «Детский голос» пойдет. А на «России» — «Точь-в-точь». Ну это который «Один в один». Впрочем, здесь уже «Большая разница ТВ» совсем не нужна. Они сами справятся. «Детский голос» станет хорошей пародией на «Голос», и дело с концом. Есть, правда, еще и канал «Культура». Но пародисты его не смотрят.
Телевидение не нужно пародировать. Оно уже и есть пародия. На нашу жизнь.
Человека забыли
На днях скончался Георгий Мартынюк. Знаменитый Пал Палыч Знаменский из сериала «Следствие ведут Знатоки». В 70–80-е годы культовый человек, потому что «Знатоков» смотрела вся страна. Но артиста забыли, почти и не вспомнили. Краткое упоминание в новостях, и все. Ни фильма в его память, ни передачи, ни ток-шоу. Обстановка не та, ситуация.
Мы сейчас обязаны радоваться, у нас по расписанию праздник — великолепная Олимпиада в Сочи. Все лучшие телевизионные силы отправлены именно туда. Малахов там, Ургант там. Программе «Прямой эфир» на «России» тоже не до пессимизма, все ее эфиры посвящены одной теме: кто там быстрее, выше, сильнее. А Георгий Яковлевич Мартынюк, отыгравший в Театре на Малой Бронной почти 50 лет? Кажется, он умер не вовремя. Надо было раньше или позже. Такая вот беда.
Но приедет Андрей Малахов, спустится с гор и сделает про Мартынюка замечательную передачу. Душевную и памятную, как он умеет. А пока… Ну, может, в биатлоне-то мы хоть одну золотую медальку получим?! Это сейчас важнее.