Лучший телеканал
1. Первый. 2. «Культура». 3. «Дождь».
На мой взгляд, Первый оказался креативнее всех. Наконец-то сделал жесткую сетку — утром, днем и вечером, но главное, работал не только от балды для простого, незатейливого и все еще многочисленного зрителя, но подключал так необходимое качество. Звезды канала (Познер, Малахов, Ургант) были равны сами себе, а подчас и перегибали планочку, ставя мировые рекорды местного значения. Серьезным ноу-хау стал уик-энд, когда определенной теме или знаковому человеку посвящался весь божий день. Как правило, это выглядело достойно.
«Культура» выступила на своем уровне, весьма высоком. Это и есть настоящее просвещение. Может, где-то не хватало модерна, парадоксов, но надеюсь, все это впереди.
«Дождь» не похож ни на кого, абсолютно продвинутое современное телевидение. С непредсказуемыми форматами, с актуальным погружением в культуру. То бишь не политикой единой. И это правильно!
Провал сезона
НТВ.
Канал поставил на криминальные ментовские сериалы, но нового «Глухаря» у них так и не нашлось. Света из Иванова, конечно, наделала много шума, и ее даже не бросили посередине пути, не потопили эту Муму из принципа. Однако уже к осени ее стали подзабывать, и если бы Ксения Собчак не пригласила девушку к себе в программу, то вы бы по праву могли спросить: «Света? А кто это?» По большому счету смотреть на канале можно лишь две программы: «Центральное телевидение», ну и «Железные леди» на новенького. Притом что «ЦТ» в прошедшем сезоне выступило неровно, боязливо, классные репортажи порой сменялись просто никчемными. «НТВшников» убрали, Лобкова выгнали, а «Школу злословия» засунули в разгульную субботнюю ночь. Ну и кому она там нужна? Про политическую заказуху я уж и не говорю. О ней все сказано.
Лучшая программа
Вы будете смеяться, но это «В субботу вечером» с Андреем Малаховым. И совсем не «Пусть говорят», выходящая каждый будний день. Но, накричавшись, насплетничавшись, в субботу вдруг Андрей меняется и становится все понимающим, умным, сердечным, не побоюсь этого слова, человеком. Когда-то полушутя я назвал его «и.о. Валентины Михайловны Леонтьевой». А теперь скажу всерьез: он на самом деле ее продолжение. Да, да, «От всей души!», и не надо хихикать.
Лучшая коленка
Это совсем не то, о чем вы подумали. «ТВ на коленке» делают уволенные со всех постов и каналов наши любимые оппозиционеры, борцы с кровавым режимом Татьяна Лазарева и Михаил Шац. Канал выходит в Интернете и пользуется громадным успехом. «Делать неудобно, не делать стыдно» — их девиз. Но главное, они там свободны и отрываются по полной. Не видели? Посмотрите, тем более что «ТВ на коленке» — прообраз телевидения будущего, когда каждый уважающий себя чел сможет в меру своего таланта и испорченности создать канал на свою и на наши головы. И тогда кому будут нужны все эти федеральные и общедоступные «первые», «россии», «нтв»?
Бивень сезона
Это Аркадий Мамонтов, конечно. Ясно, что этот талант на ТВ так никогда и не вымрет. И не смейте называть его ископаемым! Уж если каждая программа этого ведущего вызывает такой бурный срач, а значит, и рейтинг, то не возвести ему памятник при жизни будет просто неправильно.
Милостыня сезона
Леонид Парфенов делал на «Дожде» итоговую программу. Естественно, под названием «Парфенов». Это хорошо. Но денег на этого «Парфенова» «Дождю» вечно не хватало, так как ведущий довольно дорогой, сами понимаете. И тогда Леонид в конце каждого выпуска стал просить (ну просто умолять!) дорогих телезрителей перечислять средства в помощь нуждающемуся телеведущему и его команде. Народ у нас сердобольный, понятно, но не настолько же! В результате денег, конечно, не хватило, и программа скончалась, не приходя в сознание. Такова судьба народного телевидения в России.
Фантом сезона
Вот здесь вы точно угадали с первого раза — это Общественное телевидение России (ОТР). Оно как бы есть, но как бы его и нет. Что и следовало ожидать. Однако стоит отметить, что нормального, местами позитивного ТВ нам как раз и не хватало. Его тут в принципе не стояло, а оно ведь нужно. Вот и появилось: такое все из себя общественное и российское. Жаль только, что пока его так никто и не смотрит, кроме пяти-шести телекритиков. Но возглавляет это безнадежное дело Анатолий Лысенко, которого мы все без исключения безмерно уважаем. И желаем удачи, несмотря ни на что.
Профи сезона
Иван Ургант. А еще предсказывали, что «Вечерний Ургант» до нового года не доживет. Да он простудится на ваших похоронах! Человек выходит в эфир каждый божий день, все время ярок, в форме, да и шутит отменно (за малым исключением). То есть обеспечивает вам на ночь хорошее настроение. Я бы даже сказал, игривое, что очень важно в это время суток. Сами понимаете.
Лучший интервьюер
1. Дарья Спиридонова («Культура»). 2. Ксения Собчак («Дождь»). 3. Борис Берман — Ильдар Жандарев и Владимир Познер (Первый).
Давно уже так называемым академикам пора уступать дорогу молодым. Да и академию ТЭФИ пора реформировать, вон посмотрите, у «больших» уже началось. А молодым везде у нас дорога, тем более если это девушки. Г-жа Спиридонова — уникальный журналист, на самом деле. Она делает интервью, отталкиваясь от любимых книг и фильмов своих гостей. От общего к частному, от конкретной личности к глубокому смыслу. Это ведь так непросто, поэтому и ставлю Дарью на почетное первое место.
Ну а интервью г-жи Собчак — всегда событие. За сезон она явно выросла (профессионально) и заматерела. Никому не дает спуску, зато всех и каждого старается вывести на чистую воду. Часто получается.
Лучший ведущий
Наверное, вы опять будете улыбаться, а может, и плакать, но это был… Слоненок. В смысле Владимир Соловьев. Да, к нему по-разному можно относиться, не любить, ненавидеть даже, но отказать в таланте — ни боже мой. Человек на пустом месте в стране, где политика приказала долго жить, находит где-то темы для публичных баталий и там почему-то оказывается самым интересным дуэлянтом. Сам себе режиссером, оппонентом и ведущим. Все-таки Соловьев — это касса, конечно, а еще находка… Нет, не для шпионов — для зрителей.
Скандал сезона
И тоже интервью: Владимира Познера с Ириной Яровой. Здесь оба настолько проявились, испытывали такую личную неприязнь к потерпевшему! Познер выдал безусловное мастерство, ну а г-жа Яровая вдруг оказалась непорочна и чиста как слеза ребенка. И в этой слезе проявился весь депутатский корпус. А главное — была страсть, то есть то, чего так не хватает в нашем блистательном телеящике.