Вот наш телевизор всегда пытается понять свою страну умом. Хотя все знают, что это невозможно, да и не нужно. Ящик притворяется, а на самом деле играет с нами в кошки-мышки. Пиарится по-черному, заполняет пустоту, уводит от главного. И где здесь ум? Но наивный зритель думает, что все всерьез. Он даже забывает про собственную жизнь и абсолютно западает на телевизионную. Ну как же, солидные дяди и тети что-то говорят в ток-шоу, кричат, обсуждают, осуждают. Объясняют нам, что происходит и как дальше жить. И мы им верим, а куда деваться?
Федеральные каналы — солидные каналы для солидных людей, то есть для нас с вами. Они такие большие, надутые, они знают про страну практически все. Только после падения куска метеорита на Челябинск в наших мозгах должно что-то переклинить окончательно, и мы увидим истину.
Истина в том, что хватит уже делать вид, будто мы им верим. Им, выступающим по телевизору во всех программах и объясняющим на полном серьезе, откуда взялся этот космический кусок непонятно чего. Ученые, специалисты, писатели, журналисты, политики — все отметились по поводу неопознанного летающего объекта. Но разве можно о таком говорить без поллитры? Нет, конечно!
И для этого у нас есть один канал, объясняющий все. Это ТВ-3, первый мистический. Я раньше его даже не смотрел, в упор не видел, презирал. Бабки-повитушки, колдуны-красавцы, камни магические, а вместо погоды астрологический прогноз. Знаем мы, что это такое: проснулся человек, называющий себя астрологом с какого-то бодуна, встал с левой ноги и давай тараторить: «Рыбам сегодня с самого утра надо пойти налево, чтобы днем начальник выписал ему премию, а вечером сосуля, падающая с крыши, пронеслась мимо его светлой головы». Какая гадость эта ваша заливная рыба.
Но теперь я понял — не гадость! Только первый и единственный мистический сможет нам объяснить нас самих, нашу Россию и все, что с нами произойдет в дальнейшем. Просто и от балды. Но по-другому нельзя. Потому что у нас непредсказуемая страна с непредсказуемым прошлым, настоящим и будущим. И мы все такие спонтанные, тяжелые на подъем, целующиеся в засос и тут же бьющие в морду.
Депутат Пехтин отрекся от своего депутатства — мистика! На олимпийских стройках в Сочи куда-то в черную дыру исчезли миллиарды — еще какая мистика. Ксения Собчак вышла замуж — не может быть, разве она женщина. Невероятно! И все становится на свои места, больше не надо никому ничего объяснять, умом Россию все равно не понять.
Так что отвечайте: дата, подпись, а не то, если вы не отзоветесь, мы напишем… В ТВ-3.
Несравнимые вещи
Две программы на одном канале, два ведущих с одинаковыми именами и похожими фамилиями — Андрей Макаров и такой же Андрей, но Малахов. Макарова я очень уважаю, к Малахову не отношусь никак. И передачи у них абсолютно разные: «Пусть говорят» идет в самый прайм-тайм каждый будний день, «Свобода и справедливость» — только в понедельник и после полуночи. И у той, и у другой были хорошие эфиры, случались провалы. Но на этой неделе мы смогли точно увидеть, что такое хорошо и что такое плохо. Как надо и как нельзя. Никогда и ни при каких обстоятельствах.
Андрей Макаров, человек неравнодушный, профессионал, решил сделать тему: нужна ли нам смертная казнь. Информация о педофилах и их жертвах, убитых и изнасилованных девочках идет в «Новостях» каждый день. На большом экране в студии фотографии этих девочек… Которых больше нет и никогда не будет. Так надо ли казнить извергов рода человеческого?! Как можно их оставлять на этом свете, за что? Уничтожить, испепелить, чтобы духу их не было. А как же гуманизм, невинно осужденные и расстрелянные? Вот какая важная программа. Самая важная.
Она должна была пройти на одном дыхании, на оголенных нервах и бесконечном болевом шоке. Но в результате вышла одна только технология, настолько торчали уши. Что-то вроде: позовем на одну сторону тех, кто за, на другую — кто против — и пусть они там поругаются. Известный писатель, как по шаблону, начал бурчать тоном, не терпящим никаких возражений: расстреливать, только расстреливать, я за справедливость. «Ни за что нельзя расстреливать, — тут же вступил в игру очень известный адвокат, — я категорически против». Он очень хороший человек на самом деле, справедливость всегда на его стороне. Но тут слово дали односельчанкам невинно убитой девочки. «Она бы могла жить, родить детишек», — со слезами в глазах, с болью произнесла женщина, приехавшая в Москву за тысячу километров из своей страшной дыры. «Но дети делаются при некотором содействии мужчины», — легко и небрежно парировал остроумный адвокат. Это выглядело так дико на фоне заявленной трагедии, что даже ведущий попросил его шутить уже в другой программе.
Вот что такое телевидение в худших своих проявлениях: есть проблема и надо ее дожать. С одной стороны и с другой. Заговорить, заболтать, чтобы не было мучительно больно. Надо позвать записных говорунов с хорошо подвешенными языками, готовыми собой прикрыть любую тему. Сегодня про смертную казнь, завтра про продажных депутатов, потом что-нибудь про футбол. И все будет в порядке!
А у Малахова была Катя Семенова. Ну, та самая, которая не вылезала из ящика лет 25 назад. Ее еще звали второй Аллой Пугачевой, помните? «Песня года», «Шире круг», «Утренняя почта», клипы, клипы. А потом пропала, просто исчезла. И вот появилась в «Пусть говорят». Забытая, никому не нужная? Ждите! В отличие от друзей и подруг по несчастью, которые тоже часто приходят к Малахову на огонек и плачутся, каются, так жалко их. А Семенову совсем не жалко, она еще всех нас пожалеет. Ушла со сцены, с эстрады, ну и что?! В отличной форме и выглядит как новенькая. А юмор ее, ирония изящная, легкость… Конфетка, а не Катя Семенова. А программа и ведущий как бы непринужденно и незаметно лишь помогли ей блеснуть во всей своей красе.
Несравнимые вроде программы. Но искренность и отдачу можно сравнить! Послевкусие, которое не обманешь.