Если ваш ребенок приходит домой без сил после школы, постоянно нервничает и у него не клеится учеба, это может быть связано с неправильно организованным режимом дня.
— Правильно организованный режим дня — это формирование психики в первую очередь, — говорит специалист. — А во вторую — иммунитета. Согласно последним исследованиям, врачи пришли к выводу, что дети чаще всего болеют именно из-за ненормированного распорядка дня.
Итак, первое — это сон. Состояние ученика во многом зависит от того, недосыпает он или нет.
— Как известно, учащимся начальной школы рекомендуется ночной сон не менее 10 часов. Если есть такая возможность, очень желателен сон днем. Ребят 10–12 лет труднее контролировать, и ложатся они гораздо позже. Они могут высыпаться за 8–9 часов, но меньшее время недопустимо. Сон — это первый и самый важный компонент режима ребенка. Ночной сон — это максимальная выработка гормонов. Когда ребенок спит, у него формируется память. Лучше ложиться спать не позднее 22.00. Более поздний сон грозит неполным восстановлением нервной системы, и, как следствие, это вызывает частые недомогания ребенка. Чтобы обеспечить здоровый сон, нужно помнить, что ребенок должен ложиться спать не перевозбужденным. Если ребенок неспокоен, почитайте ему книжку. Каждый вечер должен быть похожим на предыдущий, тут должна быть система. Нужно соблюдать правила подготовки ко сну.
Правильное утреннее пробуждение — залог хорошего дня. Всем известно, что утренняя зарядка — это не только полезно, но еще и прилив бодрости и энергии на весь день.
— Это подготовка ко всему дню, поэтому привычка делать с утра хотя бы совсем легкую зарядку крайне полезна.
Очень распространенной ошибкой родителей является излишнее усердие в отношении учебы. От этого у ребенка может пропасть всякий интерес к занятиям. Первоклассники должны тратить не более 1,5 часов в день на уроки. Ученики 5–6-х классов могут заниматься с учебниками 2,5 часа в день.
— Отдых также должен быть распланированным. Ребятишкам помладше нужно много двигаться, так как энергии у них куда больше, чем у взрослых. Поэтому следует выделять 3–3,5 часа на активный отдых. Свежий воздух благополучно влияет на состояние здоровья ребенка и на учебу. Если правильно чередовать физическую и интеллектуальную нагрузки, то интеллектуальная деятельность станет более эффективной. Нельзя сразу после учебы садиться за уроки. Ребенок должен отдохнуть, сходить на прогулку. Мозг будет работать лучше.
Что касается питания, то именно в младшем школьном возрасте дети рискуют «заработать» себе гастрит. И тут тоже играет роль режим дня: из-за неправильного режима школьники теряют быстро энергию. Бегут по желудочному зову за булками и шоколадом. Поэтому педиатры настаивают на обеспечении ребенка небольшими объемами здоровой еды каждые 3–4 часа.
— При этом в рацион школьника нужно включить некоторые продукты, которые помогут поддержать здоровье и энергию ребенка на весь день. Не стоит полностью доверять школьному питанию — сначала надо удостовериться в том, что ваше чадо будет получать все необходимое во время полдника в школе. Если же вас не устраивает школьное питание, то собирайте трапезу с собой. Школьнику необходимы витамины и микроэлементы. Для правильной работы мозга обогатите рацион питания овощами и фруктами. Старайтесь меньше предлагать легкоусвояемые углеводы. И помните, что горячая пища также очень нужна молодому организму.
Отдельная тема — гигиена. Ребенок должен быть с детства приучен к нормам чистоты. Принятие душа — минимум один раз в день, а то и два, уже не говоря о чистке зубов.
— Гигиена — понятие растяжимое! Она включает в себя не только поддержание чистоты тела. Смену нагрузок также можно назвать гигиеной. Но родителям учащихся начальной школы я советую убедиться, что ребенок умеет и моет руки. Многие ребята, которые не ходили в садик, к примеру, просто игнорируют эту процедуру. Но мытье рук сокращает шансы заболеть кишечными инфекциями и респираторными заболеваниями. Кроме того, даже первоклассник должен выделять время на уборку личного пространства. Не обязательно каждый день, но поддерживать порядок он обязан.
Анекдот дня:
1 сентября. Основная мысль дня: «Везет же кому-то»...
Вот только смысл школьниками и теми, кто школу окончил, вкладывается в нее прямо противоположный...