Особенности национальной Охты

“Достояние” России ни в чем себе не отказывает за наши деньги

Обсуждение проекта “газоскреба” в Санкт-Петербурге вышло на очередной новый этап. Против деятелей культуры, осуждавших “стройку века”, выставили в качестве тяжелой артиллерии таких же деятелей культуры, являющихся сторонниками “Охта-центра”. Порадуемся за последних, для которых теперь, вероятно, решена проблема новогодних корпоративов в период кризиса.

Но хотелось бы поговорить о другом. Не являясь не то чтобы авторитетом, но даже дилетантом, мало-мальски разбирающимся в архитектурных тонкостях, не берусь судить, испортит или улучшит облик Питера новая “кукурузина”. Мне как ответственному российскому налогоплательщику интересно другое: неужели у “Газпрома” нет сейчас более важных проблем, чтобы тратить наши деньги на небоскреб?
Да-да, вы не ослышались. Именно наши с вами деньги. Поскольку газовый монополист по большей части принадлежит государству, то есть является госкомпанией, то и его деньги (как доходы, так и расходы) являются тоже в значительной степени государственными. То есть не Миллера с компанией и даже не Путина, а нашими с вами. И их, конечно, тоже, поскольку они также являются гражданами Российской Федерации.  

Напомним, идея создания нового городского района, центром которого должно стать здание высотой 396 метров, в котором разместятся офисы “Газпрома” и его “дочек”, работающих в регионе, возникла в 2005 году. Сначала администрация Северной столицы объявила, что выделит на строительство небоскреба 60 млрд. рублей из городского бюджета в качестве бонуса за то, что одна из “дочек” газового монополиста, ОАО “Газпром нефть” (бывшая “Сибнефть” Романа Абрамовича), перерегистрировалась в Питере. В 2007-м было объявлено что 51% стоимости проекта профинансирует “Газпром нефть”, а 49% — администрация Санкт-Петербурга. В декабре прошлого года глава “Газпрома” Алексей Миллер заявил, что “Газпром” полностью, на 100%, возьмет издержки строительства на себя. При этом смета строительства — 60 млрд. рублей — не поменялась ни на йоту.  

Зато ряд других ключевых показателей деятельности “Газпрома” поменялся весьма значительно. Так, например, добыча газа в Российской Федерации за 9 месяцев текущего года упала на 18,6%. По сырьевым отраслям рядом только уголь, которого в стране добыли меньше на 12,6%. И то это весьма относительное “рядом”.  

Инвестиционная программа “Газпрома” в нынешнем году была сокращена на 17% и составила 761,5 млрд. рублей. А прибыль по МСФО за I квартал 2009-го упала на 62% (в 2,6 раза) по сравнению с аналогичным прошлогодним периодом. В таких условиях расходование 60 млрд. рублей на новый небоскреб должно быть более чем оправданно. Но чем? Простой человеческий разум не в силах найти ни одного аргумента в пользу подобной упертости.  

И не надо говорить, что ухудшение показателей вызвано кризисом. Он, безусловно, внес свою лепту. И общее падение спроса со стороны Европы, и девальвация рубля — все это сыграло свою роль. Но кризис, не будем забывать, начался в 2008-м. А, как подсчитали эксперты, чистая рентабельность компании стала падать задолго до того. В 2006-м она была на уровне 28,5%, в 2007-м — 27,5, в 2008-м — 21% и, наконец, все в том же I квартале нынешнего года рухнула до 12%. Как говорилось в анекдоте про чукчу, изрекшего после того, как третий олень бросился в море со скалы и утонул: “Однако, тенденция…”  

Украина в следующем году собралась покупать еще меньше газа, чем в нынешнем. Туркмения намерена запретить реэкспорт своего газа покупателям в третьи страны (что “Газпром” сейчас и делает), желая четко расписать функции стран: покупателей, транзитеров и поставщиков. Последнее, может быть, даже и хорошо, потому что, как подсчитали опять же эксперты, в нынешнем году “Газпром” закупает среднеазиатский газ в среднем по 271 доллару за тысячу кубов, а продает его в Европу, в среднем опять же, по 285,8 доллара. С учетом транспортных издержек такая торговля становится убыточной. Зато у российских независимых производителей газ приобретается, как написали “Ведомости”, по 31—32 доллара.  

Суть не в этом, а в том, что ком проблем компании может наращиваться со скоростью снежного шарика, скатывающегося с горы и в конце пути превращающегося в лавину, сметающую все на своем пути. Зарубежные рынки стремятся диверсифицировать поставки, чтобы выйти из зоны влияния “Газпрома”.  

Значит, остается российский. И свои потерпят. Ведь им каждый день с голубых экранов вдалбливают посредством рекламы про наше “национальное достояние”. И пусть газификация российского села в среднем по стране до сих пор болтается вокруг уровня в 42%. В благополучном 2008 году “Газпром” направил на газификацию 64 субъектов Федерации (и городов, и сел) 24,18 млрд. рублей. В нынешнем году, как заявил руководитель компании “Межрегионгаз” Николай Исаков, концерн сократил программы газификации во всех регионах, кроме Республики Алтай. Не до вас, надо “газоскреб” строить. Там уже начались работы нулевого цикла. Если программу вообще прекратить, то за несколько лет как раз на “газоскреб” можно наэкономить.  

Тем более что никто не отменял один из стратегических приоритетов концерна — добиться равнодоходности поставок газа внутри России и на экспорт. А то ведь сейчас внутри страны мы платим в 3 раза меньше, чем те же европейцы. Правда, здесь кризис внес свои коррективы. Если раньше планировалось, что на равную цену мы должны выйти в 2011 году, то теперь нам дадут передышку до 2014-го. Но опять же, как подсчитали эксперты, это будет означать равномерный рост цен на 30% ежегодно. “Национальное достояние” готово любой каприз оплатить государственными, то есть нашими с вами, деньгами. А если их будет не хватать, то, значит, с нас просто возьмут больше.

Первые жертвы газоскреба

Строители “Охты-центра” начали разрушение двух старинных крепостей, которые находятся на участке, выделенном администрацией Санкт-Петербурга под газпромовскую застройку.

Выделяя земли под “Охта-центр”, правительство Санкт-Петербурга включило в них и два объекта культурного наследия — шведскую крепость Ниеншанц, основанную в 1611 году, и раннюю крепость Ландскрон, приблизительно 1300 года постройки. С 2006 года Институт истории материальной культуры РАН ведет там археологические исследования. Археологи обнаружили, что крепость Ниеншанц сохранилась в хорошем виде. Но в конце прошлой недели этому наследию нанесен существенный урон: экскаватор строителей разворотил 15 метров крепостного рва и подцепил кусок крепостной стены. Археологи и общественники тут же забили тревогу. На место была вызвана комиссия Росохранкультуры, которая в понедельник, 19 октября, должна вынести свое заключение. Заведующий отделом архитектурной археологии Эрмитажа Олег Иоаннисян не склонен видеть в действиях экскаваторщика злой умысел. Якобы разрушения нанесены случайно ночью. “Но еще несколько таких “ошибок” — и охранять и изучать на Охте будет нечего”.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру