Желтый цвет — иди вперед!

Москву начали обустраивать для инвалидов

Все лето на столичных перекрестках кипела работа: строители ломали старые бордюрные камни и устанавливали вместо них пологие съезды из рельефных плиток. В Год равных возможностей декларативная забота властей об инвалидах наконец-то материализовалась во что-то реальное: люди в инвалидных колясках стали чаще появляться на улицах, ходить в музеи, самостоятельно выбираться в магазин за продуктами. Создание безбарьерной среды обитания не случайно является основной статьей программы помощи инвалидам. На сегодня приспособлениями для маломобильных граждан оборудованы всего 20 процентов столичных зданий и объектов улично-дорожной сети.

В России проживают 13 млн. инвалидов, из них 1,2 млн. — в Москве. Большая часть этих людей имеет заболевания, которые позволяют им жить относительно активной жизнью, не прибегая к посторонней помощи. Тяжелыми формами инвалидности, ограничивающими самостоятельное передвижение, в столице страдают 60 тыс. человек. Это в первую очередь инвалиды-колясочники (7,3 тыс.), люди, вынужденные применять при ходьбе различные опоры (16 тыс.), слепые и слабовидящие (свыше 10 тыс.), а также глухие и слабослышащие москвичи (около 5,5 тыс.).  

Прежде забота государства об этой категории граждан ограничивалась выделением им колясок с ручным управлением — громоздкая, неуклюжая конструкция не отличалась мобильностью и не помещалась в узкие коридоры типовых квартир, но до этого никому уже не было дела. Отголоски той наплевательской политики привели к тому, что большую часть жизни столичные инвалиды проводят в четырех стенах, а если и рискуют куда-то выбраться, то лишь вместе с сопровождающими и желательно на автомобиле.

* * *

В отличие от Европы, большинство столиц которой повернулось лицом к инвалидам еще 15 лет назад, в Москве этой проблемой всерьез озаботились лишь в 2007 году. А норма, обязывающая застройщиков сдавать объекты адаптированными для нужд и потребностей маломобильных граждан, была прописана в законодательстве совсем недавно. “К сожалению, мы поздно занялись решением этой серьезнейшей проблемы, — говорит глава стройкомплекса Владимир Ресин. — И мы в большом долгу перед нашими инвалидами. Поэтому сейчас все городские сооружения мы проектируем и строим с учетом их посещения людьми с ограниченными возможностями”.  

За тем, чтобы нормативы соблюдались, должен следить Мосгосстройнадзор. В этом ведомстве создана специальная группа экспертов из 26 человек, которая занимается проверкой объектов на всех стадиях строительства — от проектирования до ввода в эксплуатацию. Инспекция строек (а сейчас в Москве в разной стадии готовности находятся 3280 сооружений) проводится совместно с представителями префектур, Департамента соцзащиты и городского общества инвалидов. Кроме того, специальными приспособлениями для маломобильных посетителей должны быть оборудованы все объекты потребительского рынка (в первую очередь крупные супермаркеты и рынки), учреждения культуры и здравоохранения — независимо от года их постройки.  

Как рассказал “МК” префект САО Олег Митволь, самый надежный способ установить, пригодно ли сооружение для инвалидов, — взять с собой на проверку инвалидную коляску. Если члены комиссии смогут на ней добраться до цели, значит, все швелера и пандусы прикручены верно. Застройщики оправдываются тем, что сами нормативы не всегда корректны: например, пандусы по правилам должны устанавливаться под углом 10 градусов, тогда как в идеале нужно, чтобы наклон не превышал 6 градусов.       

В идеале столичные новостройки должны быть пригодны для всех категорий инвалидов: и для слабовидящих, и для слабослышащих, и для опорников. Лифты полагается оборудовать звуковым сигналом, сообщающим о прибытии лифта на конкретный этаж. Для слепых и слабовидящих в тех же лифтах необходимо делать отметки шрифтом Брайля и устанавливать тактильные панели, а начало и конец ступеней на лестничных площадках выделять контрастным цветом. Лучше всего желтым, так как этот цвет инвалидами по зрению воспринимается лучше всего. Однако предусмотренные нормативами мероприятия не всегда выполняются в полном объеме. “Это связано с тем, что проектной документацией, разработанной до 2008 года, предусматривалось в основном устройство пандусов и подъемников для инвалидов-колясочников, о других категориях людей с ограниченными возможностями попросту забыли”, — поясняет глава Мосгосстройнадзора Анатолий Зайко.

* * *

Отдельная задача — приспособление для нужд маломобильных граждан типового жилья, в котором, как правило, получают квартиры инвалиды. Москомархитектуры уже доработала проекты массовых серий СУ-155 и Главмосстроя: современные инженерные решения позволяют обеспечить доступ в такие жилые дома без устройства специальных подъемников и пандусов. “Лифты в этих корпусах выведены на нулевую отметку со входом в подъезд”, — поясняет Зайко. Однако в других популярных типовых сериях, таких как П-44Т и П3М, подобные мероприятия пока находятся в стадии разработки и будут внедряться в практику не раньше 2010 года. Дома, которые принимались в эксплуатацию до утверждения нормативов по инвалидам, предполагается дооборудовать специальными подъемными платформами. Однако, как выяснилось на недавнем заседании правительства Москвы, около 30% установленных в новостройках подъемников для инвалидов не работает, поскольку эксплуатационные службы неохотно берут на себя обязательства по эксплуатации таких устройств. “В данном вопросе существует серьезная нормативная неувязка. По городским правилам эти платформы относятся к приспособлениям повышенной опасности и должны обслуживаться специально обученным оператором. А по федеральному закону “О социальной защите инвалидов в РФ” инвалид не должен зависеть в своих перемещениях от третьих лиц. Кроме того, даже технически невозможно посадить у каждого подъемника по оператору”, — возмущается собеседник “МК” в строительном комплексе.

 Решить данную проблему планируется при помощи специальных диспетчерских, в которых будет организовано визуальное наблюдение и удаленное управление всеми платформами микрорайона.
В 2007—2009 гг. для инвалидов-колясочников в Москве планировалось построить 364 квартиры. В 2007 году в эксплуатацию было сдано 69 квартир, в 2008-м — 78, а оставшееся жилье строители рассчитывали закончить в 2009 году. Однако экономический кризис, затронувший все без исключения строительные программы города, внес коррективы и в эти планы. “К сожалению, из-за того, что пришлось несколько снижать количество возводимых домов, где предполагаются эти квартиры, в этом году сдадим 121 квартиру, а все остальные доделаем в 2010—2011 годах”, — обещает Владимир Ресин.  

Но основная проблема создания в жилом фонде безбарьерной среды связана не с новостройками, а с домами советской эпохи, доля которых в разных районах столицы составляет от 50 до 90%. Никаких четких инструкций по адаптации этих зданий к нуждам маломобильных граждан на городском уровне не существует. Как правило, вопросы установки пандусов и других приспособлений решаются либо по просьбе самих инвалидов, либо в процессе капремонта. А вот за переоборудование пятиэтажек и другого некомфортного жилья специалисты практически не берутся, поэтому проживающим в них инвалидам придется мучиться до тех пор, пока здание не отпишут под снос. Напомним, что полностью покончить с ликвидацией некомфортабельного жилого фонда столичные власти рассчитывают не раньше 2025 года.

* * *

Начиная с Года равных возможностей специально для инвалидов в Москве будет строиться не только жилье, но и социальные объекты. В частности, учебные заведения и спортивные комплексы. По словам руководителя Департамента физической культуры и спорта Михаила Степанянца, проект комплексного физкультурно-оздоровительного комплекса, который разработали специалисты Москомархитектуры, учитывает потребности всех категорий инвалидов. Возведение первого объекта начнется в ЮАО, в Коломенском проезде. Не меньше, чем ФОКом, в горадминистрации гордятся проектом типового детского сада, адаптированного для инклюзивного обучения детей-инвалидов. По словам чиновников, дети-инвалиды в таких садах будут находиться в одних группах со своими здоровыми сверстниками: это должно помочь их интеграции в общество. “Для ребят, передвигающихся на колясках, там предусмотрены пандусы, для слабовидящих детей будет сделана яркая раскраска стен, а для слабослышащих — звуковые сигналы. К сожалению, в типовых проектах дошкольных учреждений не предусмотрены лифты. Сделать это технически невозможно, но все остальное, что требуется для детей с ограниченными возможностями, будет выполнено”, — утверждает глава стройкомплекса Владимир Ресин.  

Технически невозможно оснастить лифтами и проекты старых станций метрополитена. Об этом рассказал начальник столичной подземки Дмитрий Гаев. Он отметил, что глубина таких станций составляет 40 и более метров и для того, чтобы построить там подъемник, необходимо полностью поменять архитектуру на поверхности, а в ряде случаев даже снести несколько зданий. “На это город, к сожалению, пока пойти не может. Но облегчение по метрополитену будет”, — обещает Гаев. В частности, все новые станции метро планируется оснащать специальными лифтами для инвалидов. На станциях с небольшим пассажиропотоком и на участках мелких линий на смену эскалаторам могут прийти вертикальные лифтовые подъемники. Гаев обещает, что они будут удобны для всех категорий пассажиров и обойдутся дешевле самодвижущихся лестниц.

* * *

Гораздо быстрее, нежели метро, ведется в столице переоснащение наземного транспорта. К концу 2009 года доля автобусов, оборудованных для передвижения инвалидов, вырастет до 40%. В настоящее время весь подвижной застав, который Мосгортранс закупает по новым контрактам, имеет низкие полы и две площадки для размещения колясок. В салонах устанавливаются рельефные стикеры для слабовидящих и специальные информационные табло для глухих. “Рельефные стикеры, которые находятся на уровне руки, содержат необходимую пассажирам информацию о правилах пользования наземным транспортом”, — поясняют в Мосгортрансе. Кроме того, до конца года в Москве планируется адаптировать для нужд инвалидов 600 остановочных павильонов. На них предусмотрены поручни для колясочников и специальный подъем для заезда в автобус. На всех остановках, где есть приспособления для инвалидов, по распоряжению Юрия Лужкова должны вывешиваться графики движения низкопольного пассажирского транспорта.  

Не останутся без внимания специалистов и объекты дорожно-транспортной инфраструктуры. Все лето сотрудники городских служб ликвидировали бордюрные камни, мешающие колясочникам пользоваться наземными переходами через магистрали. Вместо них оборудовались плавные спуски, вымощенные рельефными плитами желтого цвета. “Пересекать дороги должно быть удобно всем. Такие плиты облегчат жизнь не только гражданам, использующим для передвижения спецсредства, но и слабовидящим москвичам”, — говорят в горадминистрации. По данным Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства, в 2009 году специальными съездами планируется обеспечить 284 столичных перекрестка и перехода (для сравнения: в 2008 году таких было 50). Всего будет создано 7104 съезда: из них 2342 с применением модульных конструкций, остальные — с помощью тротуарной плитки. На обустройство всей улично-дорожной сети города элементами безбарьерной среды чиновники просят пять лет. Однако этого времени вряд ли хватит на то, чтобы полностью избавить московских инвалидов от статуса людей третьего сорта и дать им возможность жить обычной жизнью. Отцы города пока берутся только за крупные участки работ — дома, торговые центры, переходы, транспорт. А ведь есть еще банкоматы, стойки в отделениях банков, таксофоны, терминалы для оплаты услуг и т.д., без использования которых обойтись в современном мегаполисе невозможно. То, чему обычные люди не придают значения, для инвалидов — целая проблема. И чтобы решить ее окончательно и бесповоротно, столичным властям, судя по опыту западных стран, понадобится как минимум 10—15 лет.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру