20-й праздник “Учитель года России” проходил в пафосном месте Москвы — “Форум-холле”. Лучшие учителя съехались со всей страны. Хотя цены в местном буфете могли осилить только очень заслуженные учителя — эклеры по 50 рублей, бутерброды — по 70, минеральная вода — по 45. Зато бесплатно можно было получить мастер-класс — как создать оркестр, научиться рисовать вместе со школой Андрияки и сделать собственноручно куклу со студией “Буратино”. Желающих создать оркестр не наблюдалось, но рисовали и лепили все с радостью.
Личного разговора с президентом удосужились не все прибывшие, а лишь пара десятков преподавателей. Глава государства сразу обозначил приоритеты: мол, вопросы можно задавать разные, но хотелось бы обсудить ЕГЭ, модернизацию школы и оплату труда. Не представившаяся учительница с ходу начала хвалить Единый госэкзамен. Дескать, раньше учителя и ученики были по разные стороны баррикад, а теперь вместе. Все согласно кивали, и лишь учительница Ульяна Николаевна Чернышова из села Баскаково Смоленской области позволила себе замечание, что ее школа выпускает прекрасных трактористов и ветеринаров, а вот с русским и математикой у ребят большие проблемы. “Вы что, предлагаете ЕГЭ отменить?” — спросил ее президент. Ульяна Николаевна пролепетала что-то про дифференцированный подход к ученикам. “Это просто звучит красиво. Когда я попадаю в сложные ситуации, то тоже говорю про дифференцированный подход. А как вы собираетесь их дифференцировать? Я, пожалуй, против”, — закрыл тему президент. Он объяснил, что ЕГЭ — это хороший антикоррупционный инструмент и возможность поступать в вузы для школьников из российской глубинки. “ЕГЭ — всерьез и надолго”, — заключил Дмитрий Медведев.
Интересно, что на оплату труда открыто никто не жаловался. Лишь вспомнили о маленьких сельских школах, где оплата человекочаса превращает зарплату учителей в копейки. Правда, учительница немецкого языка из города Пскова Светлана Дмитриевна Прокофьева рассказала президенту, что в их регионе существуют так называемые квалиметрические тесты. То есть класс пишет контрольную работу, и по общей успеваемости учителю либо повышают разряд, либо наоборот. “Это кто такое придумал?” — посмотрел президент в сторону министра образования Андрея Фурсенко. Последний молчал, но всем своим видом показывал, что не он. Выяснилось, что придумали это местные власти. “Пусть они вспомнят о том, что все дети разные. Это несправедливо”, — посоветовал им президент.
Еще один учитель поведал Дмитрию Медведеву, что неплохо бы перевести школы на стобалльную систему оценок. “То есть вы послушаете молодого человека и скажете ему: садись, “67”? Вот десятибалльная еще куда ни шло”, — не совсем согласился с ним президент.
Дмитрий Медведев постоянно подбадривал своих собеседников и просил задавать разные вопросы. Александр Иванович Рыжиков из деревни Победное Орловской области, учитель математики, физики и информатики, “настучал” президенту, что во всей области газ есть, а у них в школе нет. И поэтому за электричество они платят 100 тысяч в месяц. Дмитрий Медведев попросил назвать номер. Оказалось, что номера у школы нет. В селе Победное она одна.
А решивший пожалеть учеников один из преподавателей, сказавший о большой загрузке ребят в школах, получил довольно жесткий ответ Дмитрия Анатольевича. “Возможно, со мной не согласятся большинство родителей, но я не считаю, что наши школьники очень сильно перегружены”, — сказал президент. И объяснил свою мысль: мир настолько сложен, а перед нашей страной столько вызовов, что за такое короткое время человека просто невозможно научить всему.