Религия. Во втором составе Общественной палаты многоконфессиональность нашего государства подчеркивали представители основных мировых религий. В этом по большому счету концепция не поменялась. Главного буддиста Дамбу Аюшева сменил Санжай Лама Андрей Бальжиров. Главного раввина Берла Лазара — президент Федерации еврейских общин России Александр Борода. На место муфтия Равиля Гайнутдина назначен Фарид Асадуллин из Совета муфтиев России. Митрополита Калужского и Боровского Климента, который работает уже два созыва, сменил протоиерей Всеволод Чаплин, председатель отдела Московского патриархата по взаимодействию Церкви и общества. То есть ротация произошла полная, но позиции остались почти те же. Если не считать, конечно, того факта, что в медведевском варианте не нашлось места для представителя христиан-пятидесятников.
СМИ. Из прежних членов ОП в новом списке “от прессы” остались главный редактор журнала “Эксперт” Максим Фадеев и журналист Максим Шевченко. Очевидно, понимая ключевую роль телевизионного агитпропа, Медведев ввел в список экранных селебрити: Тину Канделаки и Николая Сванидзе (г-н Сванидзе входит в нынешний состав ОП, но не по президентскому списку). Кроме того, телевизионный фронт представлен гендиректором ЗАО “Телекомпания “Останкино” Алексеем Пимановым.
Культура и наука. Советский кумир Василий Лановой на этот раз исключен из президентского списка, как и актриса Чулпан Хаматова вкупе с режиссером Федором Бондарчуком. Собственно, в путинском списке только эти трое и представляли культуру в чистом виде. Медведев не стал расширять список властителей дум. В третий состав ОП войдут режиссер Павел Лунгин и писатель Даниил Гранин. Кроме того, в списке оказался известный галерист Марат Гельман.
Лео Бокерия и Леонид Рошаль в списке не значатся. Зато появился профессор Евгений Ачкасов из ММА им. Сеченова. Президент Российского научного центра “Курчатовский институт” академик РАН Евгений Велихов переходит из списка в список уже в третий раз. Кстати, в ОП вошел главный “демонолог” российского киберпространства, Евгений Касперский. А ГУ ВШЭ оставило за собой представительство в виде одного человека. Место научного руководителя этого вуза Евгения Ясина займет ректор Ярослав Кузьминов.
Правозащитники и политологи. Из второго состава ОП в третий перешли президент фонда содействия созданию музея “Холокост” Алла Гербер и директор “Бюро содействия защите прав человека” Александр Брод. Также остался эксперт из “Петербургской политики” Леонид Давыдов, который в последние два года отвечал в ОП за местное самоуправление.
Анатолий Кучерена выбыл из президентского списка, как и его коллега по социалке и гражданскому обществу Александра Очирова и Мария Слободская. Зато появился президент РОО “Право ребенка” Борис Альтшулер. Также в число президентских общественников вошли политолог Глеб Павловский и директор Центра политической конъюнктуры Алексей Чеснаков.
Разумеется, окончательные выводы о новом составе палаты делать рано. Те, кто не перешел в “президентскую треть”, вполне могут оказаться в ОП, пройдя в качестве представителя общероссийских или региональных общественных организаций.
Тина КАНДЕЛАКИ: “Люди делятся на тех, кто хочет слушать и кто хочет говорить. Для тех, кто хочет говорить, и создана Общественная палата. По сути — это модель идеального гражданского общества, которая на небольшом примере может показать, что нас волнует, что беспокоит в современной России. Я веду передачу “Самый умный” и сталкиваюсь с большим количеством проблем. Я говорю о детях, которые к нам приходят. Меня волнует, можно ли помочь им со стипендиями, как они будут поступать в вузы, смогут ли они это сделать без экзаменов, потому что они и так лучше всех учатся в своих классах. Так что в этом смысле для меня совершенно понятно, чем я буду заниматься — вопросами молодежи и образования. Плюс, я считаю, нужно двигаться в сторону развития интерактивности ОП. Она должна быть мощно представлена в интернет-сообществе, чтобы не было никакой дистанции между этим государственным органом и нашими гражданами”.
Алексей ПИМАНОВ: “Много важных тем, которые давно требуют самого пристального внимания государства, ко мне приходят через программу “Человек и закон”. Думаю, решением этих проблем я и буду заниматься в первую очередь”.
Марат ГЕЛЬМАН, галерист, директор Пермского музея современного искусства: “У меня несколько задач. Мы готовим две программы, которые собираемся предложить Министерству культуры: “Культурная политика” и “Культурный город”. В России есть предубеждение, что культурная жизнь может быть только в столице. Мы в Перми доказываем, что это не так. Еще одна задача — поднять статус самой Общественной палаты”.
Даниил ГРАНИН, писатель.
— Даниил Александрович, вы вошли в Общественную палату…
— Ну и что?
— А в каком комитете будете работать?
— Не знаю.
— А чем там будете заниматься?
— Не знаю.
— Но вы дали свое согласие?
— Да, мне позвонили и сказали. Всё!