Москва отметила день хождения

По пути на службу некоторые отцы города в нем заблудились

Огромными пробками на въезде в столицу (утром) и в центре (днем) ознаменовался вчера московский вариант международного Дня без автомобиля. Отмечается он в городе второй раз. Но если в прошлом году за мероприятие отдувался лишь “Мосгортранс” и все ограничилось показом новых моделей трамваев-троллейбусов, то сейчас этот день прошел под девизом единения власти с народом. Многие высокопоставленные чиновники принципиально поехали на работу в метро или даже пошли пешком. Но народ с ними объединяться не спешил. Обычные водители проигнорировали призывы пересесть на общественный транспорт.

Прямо скажем, в новостях мировых информагентств День без автомобиля не занимал первые строчки. В Европе и Америке к нему давно привыкли. Все, кто хочет, ездят на велосипедах или на бесплатном общественном транспорте. Одно слово — экологическая культура.  

Но, как повелось еще с Петра I, наш путь к европейской цивилизации идет от верхов, причем медленно и осторожно. На бесплатный проезд в общественном транспорте власти не решились — лишь снизили стоимость билета на проезд до 10 рублей. Дешевых талонов на всех не хватило. Как рассказали в одной из касс, они закончились к полудню:  

— Я за утро продала 200 штук — все, что завезли, — говорит билетерша. — Остались только обычные, по 20. И это притом что в день продаю не больше 100. Но знаете, билетики покупали не автомобилисты. Я специально поинтересовалась у некоторых людей. Так они сказали, что обычно пользуются талонами на 10 или 20 поездок, а сегодня решили сэкономить из принципа.  

Водителя, знавшего об акции и отказавшегося на день от личного транспорта, мы разыскали с огромным трудом.  

— Я в День без автомобиля решил поехать на работу на трамвае, благо слышал, что должны были пустить дополнительные. И что же? Прождал его 20 минут, а потом пришлось идти пешком, — без всякого праздничного восторга рассказал он.  

Зато столичные чиновники, судя по их радостным лицам, с удовольствием прогулялись по утренней Москве.  

— Нас предупредили, что в этот день чиновники и депутаты будут находиться под пристальным вниманием журналистов, поэтому при подъезде к мэрии машины надо тормозить не ближе Пушкинской площади и Тверского бульвара, — рассказал “МК” один из народных избранников, прибывших на заседание правительства Москвы.  

Глава стройкомплекса Владимир Ресин также не стал скрывать, что до работы (Никитский пер., 5) с загородной дачи доедет на автомобиле, но потом будет ходить исключительно пешком. “Только вы меня не увидите, я очень рано прихожу на работу и очень поздно ухожу”, — предупредил чиновник.  

А вот глава комплекса городского хозяйства Петр Бирюков решил широко осветить в СМИ свою прогулку по столице. Все желающие корреспонденты смогли запечатлеть, как г-н Бирюков в восемь часов утра начал движение в сторону мэрии от здания ТАСС. Однако стремление к публичности сыграло с высокопоставленным пешеходом злую шутку. Как рассказал один из участников утреннего моциона, пройдясь по Большой Никитской, г-н Бирюков ошибся поворотом и свернул в не имеющий сквозного прохода Хлынов тупик (справедливости ради надо сказать, что там плутают многие пешеходы). “Но надо отдать должное Петру Павловичу, — заметил собеседник газеты, — когда он обнаружил, что заблудился, стал пристально осматривать состояние дорожного покрытия и потом устроил показательную выволочку заму префекта ЦАО по ЖКХ за выбоины и грязь на тротуаре!”.  

Обозревателю “МК” довелось лично встретить у ажурной ограды горадминистрации главу Департамента имущества Владимира Силкина, который подтвердил, что идет пешком от здания своего ведомства, расположенного на Петровке. “Но вообще-то я регулярно бываю в метро. Например, каждый четверг передвигаюсь в голубом вагоне с Цветного бульвара в Алтуфьево”, — лучезарно улыбаясь, сообщил Силкин.  

Другой заммэра — Юрий Росляк — также проехался в столичной подземке. Его маршрут пролегал от станции “Сухаревская” до “Пушкинской” с одной пересадкой. Вместе с собой чиновник захватил из дома увесистый чемоданчик почты. А представитель мэра в Мосгордуме Валерий Виноградов на память о посещении подземки сохранил фирменный проездной билет.  

Начальник ГИБДД Москвы Сергей Казанцев тоже отправился в главк на Садовой-Самотечной сначала на метро, а потом на троллейбусе. По дороге он встретил приятеля на автомобиле, который предложил подбросить его до работы. Казанцев гордо отказался — и не зря. Когда он вышел из подземки, оказалось, что приятель застрял в пробке в Рижском проезде.  

Среди чиновников оказались и любители велоспорта. От улицы Панфилова до Газетного переулка на двухколесном транспорте проехал первый зам руководителя Департамента жилищной политики и жилищного фонда Москвы Николай Федосеев. “С апреля до середины октября я постоянно езжу на работу и с работы на велосипеде, — удивил Федосеев. — За 13 лет накатал по городу 18 тысяч километров”. Его однофамилец, начальник управления Департамента дорожно-мостового и инженерного строительства Москвы Владимир Федосеев, рассказал “МК”, что об акции не знал, но и без нее уже много лет ездит на метро: “Я что, с ума сошел, в пробках стоять? У меня прямая ветка, очень удобно”.  

Префект САО Олег Митволь обиделся на журналистов одного информационного агентства, которое заявило, что он “заблудился в метро”.  

— Я коренной москвич, поэтому отлично ориентируюсь! — признался “МК” г-н Митволь. — Вечером, кстати, собираюсь принять участие в велопараде по набережным.  

Единственным неприслушавшимся к призыву Мосгортранса оказался глава контрольного комитета Александр Рябинин. За десять минут до начала заседания правительства его лимузин вместе с джипом сопровождения демонстративно въехали в опустевший внутренний двор горадминистрации. Источник в мэрии пояснил “МК”, что мэр разрешил Рябинину проигнорировать День без автомобиля, т.к у него “очень неспокойная должность и он нуждается в постоянной охране”.  

Покидали чиновники здание на Тверской, 13, точно так же, как в него пришли. Один из заместителей градоначальника — Сергей Байдаков — гордо показал кукиш высыпавшим из подъезда журналистам (мол, не дождетесь!) и гордо шагнул на переполненную народом улицу. Народу было все равно. Байдакова не узнали.  

А тем временем простой народ… В общем, как сказали “МК” в УГИБДД Москвы, днем центр города по традиции практически встал. Сильнейшие заторы были на всех кольцах — Бульварном, Садовом, Третьем транспортном и МКАД. Длинные пробки наблюдались на Каширском и Щелковском шоссе, Рязанском, Волгоградском и Ленинградском проспектах. Медленно и печально машины ехали и по 1-й Тверской-Ямской улице в сторону Кремля.  

Скажем прямо: акцию несознательный народ провалил. Но, возможно, оно и к лучшему. Ведь в Москве 80% людей передвигается общественным транспортом. Метро, рассчитанное на 6 миллионов человек в сутки, каждый день перевозит в полтора раза больше. Если бы оставшиеся 20% пересели со своих автомобилей на метро, столичную подземку точно разбил бы паралич.

А как у них?

День без автомобиля — настоящий праздник для велосипедистов, пешеходов, скейтеров и тех водителей, который согласятся оставить свои машины дома. Но как уговорить граждан хотя бы раз в год не коптить небо? В некоторых городах Европы и Азии власти ограничились рекомендацией в этот день пересесть на общественный транспорт или велосипед, в других на сознательность граждан надеяться не стали и просто перекрыли улицы и магистрали. Например, в Монреале машины решили не пускать на 4 крупнейшие улицы всю первую половину вторника, а центральную площадь заблокировали и вовсе с 8 утра до 8 вечера. Похожая ситуация сложилась и в Шанхае.  

Хуже всего пришлось автолюбителям Вены. То, к чему австрийские “зеленые” готовились как к празднику, обернулось для большинства жителей города многочасовой пробкой. Городские власти с полудня до 8 вечера перегородили длинный участок улицы Рингштрассе, опоясывающей центральный район. На это время под девизом “Лужайка на кольце” Климатический союз Австрии превратил проезжую часть в место для пикника. Многие граждане высказали свое недовольство подобной акцией, но “зеленые” сделали все возможное, чтобы облегчить водителям путь на работу: в разных частях города появились ремонтные станции, где любой желающий смог бесплатно починить свой велосипед и продолжить движение на нем.  

В португальском городе Альмада по случаю проведения Дня без автомобиля была организована раздача бесплатных билетов для проезда на общественном транспорте в обмен на перерабатываемый мусор.  

А в Бангкоке власти решили продемонстрировать важность отказа от автомобиля на собственном примере: на вторничное заседание правительства министр энергетики Таиланда Ваннарат Чаннакун и другие политики приехали на велосипеде.
Наталья СТЕПАНОВА.

Что говорят звезды:

Вадим Казаченко: “Я страстный автолюбитель. Обожаю мощные, тюнинговонные машины, а передвигаюсь исключительно на своем любимом “Мерседесе”. Но ради такого дня — отложу все дела. Благо я вчера побывал на студии, где сводил новую песню, так что лучше останусь дома. А все дела пусть подождут. Я же за экологию и экологичность — вот и предпочитаю ездить на новых автомобилях. А вообще, пожалуй, попробую пересесть сегодня на велосипед! Почему бы не попробовать?  

Таисия Повалий: “Сейчас я на гастролях в Германии, а здесь как нигде люди заботятся о чистоте. Мне предоставили шикарный лимузин представительского класса, и отказаться от него никак не смогу. А вообще — это отличное предложение, отказаться от авто. Надо бы обзавестись личным воздушным шаром”.  

Анна Седокова: “Я люблю гулять по Москве и всегда планирую деловые встречи рядом с домом — и пробок нет, и удобно. А путь, например, от Маяковской до Охотного Ряда занимает пешком не больше 20 минут. К тому же просто подышать воздухом никогда не мешает, да и для здоровья пешие прогулки полезны. Так что дни, когда я без машины, называю “релаксом”. Пройдусь и сегодня пешком. Нервы отдыхают и абсолютно по-другому себя ощущаешь — более спокойной, жизнерадостной. Главное, чтобы солнце светило, как сегодня, и встречать по дороге улыбчивых людей”.
Ирина ЛЫЩИЦКАЯ.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру