Тайна плотины проживет еще сутки

А новую ГЭС строить, скорее всего, не будут

Заседание комиссии Ростехнадзора, на котором должны были официально объявить результаты расследования причин катастрофы на Саяно-Шушенской ГЭС, вчера перенесли на 17 сентября. Больше всего этих результатов ждут родственники погибших. Без вести пропавшими по-прежнему числятся два работника ГЭС: Максим Жолоб и Марина Рау. Те фрагменты, которые были найдены в течение месяца, так и не опознали. Большое количество останков следователи объясняют тем, что многих погибших хоронили без ноги, руки или даже, как Софью Иконникову, без головы.

— Нам обещают, что результаты генетической экспертизы будут готовы на этой неделе, — рассказывает жена пропавшего без вести Юлия Жолоб. — Меня просят принести из стоматологической клиники карту Максима. А где мне ее взять, если муж вставлял один зуб у доктора в Красноярске в частном порядке? Между тем у неопознанного человека, находящегося в морге Саяногорской районной больнице, есть несколько искусственных зубов. И, честно говоря, я не знаю, как реагировать, если мне объявят, что останки неизвестного и есть то, что осталось от моего мужа.  

В поселке энергетиков сохраняется напряженная атмосфера. И если раньше для председателя комитета родственников погибших “Ступени к жизни” Николая Жолоба были открыты все двери, то ныне с ним и в районной администрации, и в представительстве “РусГидро” говорят сквозь зубы.  

— Не дождались мы пока и собрания с участием главы Хакасии Виктором Зиминым, — говорит Юлия Жолоб.  

Напрягает также жителей Черемушек большое скопление в поселке приезжих специалистов, призванных восстанавливать ГЭС.  

— Каждый вечер с прилавков магазинов строители сметают все спиртное, — говорит родственница одного из погибших Елена Ситникова. — Мы опасаемся выпускать на улицу детей.  

Уже известно, что на 40-й день на месте упокоения будет заложен первый камень на месте будущей часовни.  

— Мы также хотим, чтобы около административного здания ГЭС поставили стелу, где бы были размещены фотографии всех погибших в страшной катастрофе, — говорит Юлия Жолоб. — Пусть те, кто придут на смену старому руководству, каждый день встречаются с ними глазами и помнят о трагедии, что случилась на станции 17 августа 2009 года.  

В том, что руководителям станции придется отвечать, никто не сомневается. А вот судьба самой ГЭС вызывает массу вопросов. Будут ли ее реконструировать? Или построят абсолютно новую суперплотину? На эти вопросы нам ответил главный эксперт института “Гидропроект” профессор Владимир ШАЙТАНОВ.  

— Глава Ростехнадзора в своих комментариях относительно аварии упоминал некий “новый проект ГЭС”. Идет ли речь, на ваш взгляд, о принципиально новом варианте Саяно-Шушенской ГЭС или просто о проведении необходимых ремонтных работ?  

— Без понимания причин произошедшего невозможно говорить о конкретном проекте восстановления станции.  

Надо отметить, что при аварии вышло из строя оборудование, но с самой конструкцией Саяно-Шушенской ГЭС ничего не случилось, поскольку она изначально проектировалась как безопасная и надежная. Вопросам безопасности уделяется приоритетное внимание. Для контроля за безопасностью сооружения устанавливаются несколько тысяч контрольно-измерительных приборов, показания которых выводятся на пульт. Нормы проектирования гидротехнических и гидроэнергетических объектов предусматривают высокие коэффициенты запаса прочности, что при нормальной системе эксплуатации обеспечивает достаточную безопасность их работы.  

Перед приближением осенне-зимнего периода основной задачей в зоне деятельности ГЭС является восстановление разрушенных пролетов, здания станции, создания теплого контура для продолжения ремонтных работ внутри объекта. Это чрезвычайно важная задача в условиях Сибири, учитывая погодные условия.  

— В какие материальные и временные затраты может вылиться создание вышеупомянутого “нового проекта”? Сопоставим ли он по стоимости с реконструкцией, которая оценивается в 40 млрд. рублей и 5 лет?  

— При проектировании ГЭС учитывается множество различных факторов: особенностью гидроэнергетических объектов является то, что они, как никакие другие инженерные сооружения, находятся в прямой зависимости от природных условий. Местоположение любого гидроузла определяется общей схемой использования водотока (реки), геологическими, топографическими, гидрологическими условиями. Это очень сложная, масштабная и продолжительная работа. В создании гидроузла средней мощности обычно участвуют до 200—250 различных проектно-изыскательских, научно-исследовательских, строительных и монтажных организаций, заводов — изготовителей технологического оборудования, поставщиков строительных материалов. Такая работа требует больших объемов капитальных вложений, а также времени.  

Похоже, что если победят сторонники “нового проекта”, электроэнергии из Хакасии придется ждать дольше, а потратить больше. Или кто-то уже нагуливает аппетит в ожидании тендера.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру