19 мгновений из жизни священника

Будет ли закрыто дело об убийстве Александра Меня?

9 сентября исполняется 19 лет со дня трагической гибели православного священника, миссионера и богослова Александра Меня. Создается впечатление, что Генеральной прокуратуре (а именно в ее ведении находится это дело) проще было бы закрыть его. Но закон предписывает, что в том случае если дело об убийстве не раскрыто, то оно может быть закрыто за сроком давности лишь через 20 лет. Значит, остается год.

Несмотря на то что прошло столько лет, продолжают всплывать все новые и новые документы, нуждающиеся в осмыслении. В следственную группу, сформированную Генпрокуратурой в сентябре 1990 года, входили следователи тогдашнего КГБ и Московской областной прокуратуры. Определенное противостояние между КГБ и следователями Генпрокуратуры наблюдалось уже тогда. Вот, к примеру, цитата из письма тогдашнего заместителя председателя КГБ генерал-майора Александра Олейникова, адресованное тогдашнему заместителю прокурора Московской области Вячеславу Шульге:  

“Как мы заранее сообщали следователю по особо важным делам прокуратуры Московской области т. Лещенкову И.И. за №10/4-1787 от 5.07.91, в 1984 году из уголовного дела на Развеева Б.Б. действительно были выделены и направлены в КГБ СССР для дополнительной проверки материалы в отношении Меня А.В. и Бычкова С.С. Проверкой указанных материалов занимался бывший сотрудник оперативного подразделения Комитета т. Сычев В.С. В результате проверки информация о наличии в деятельности Меня и Бычкова признаков преступлений, предусмотренных ст. ст. 64 п. “А” и 70 ч. I УК РСФСР, а также иных уголовно наказуемых деяний, подтверждения не получила. В связи с этим материалы в отношении Меня и Бычкова, выделенные из уголовного дела на Развеева, были уничтожены в установленном порядке по акту №5/4-1585 от 22.09.89.  

Сведений о допросах Меня А.В. по другим уголовным делам не имеется, поскольку такой учет в органах КГБ не ведется… Информацией о религиозно-просветительской деятельности Меня А.В. не располагаем. По сведениям, полученным в Государственной ордена Ленина библиотеке им. В.И.Ленина, Мень является автором (под псевдонимом Эммануил Светлов) книг “Дионис, Логос, Судьба. Греческая религия и философия от эпохи колонизации до Александра”, “Библия. Ветхий завет”, “Вестники царства божия. Библейские пророки от Амоса до Реставрации (VIII—VI в.в. до н.э.)”, изданных брюссельским издательством “Жизнь с Богом” в 1972 (первая книга) и 1986 годах…

 Утверждения о существовании каких-либо отношений между Менем А.В. и оперативными службами КГБ СССР не соответствуют действительности”.  

Это письмо датировано 29 сентября 1991 года. Следственную группу, расследовавшую дело об убийстве священника Александра Меня, возглавлял тогда следователь по особо важным государственным преступлениям Иван Лещенков. Он проделал огромную работу. В том числе добился возможности и допросил полковника КГБ Владимира Сычева, о котором упоминал в письме генерал Олейников. Протокол допроса хранится в деле и является ценнейшим документом.  

Насколько объективно письмо Олейникова и можно ли ему доверять? На самом ли деле сотрудники КГБ, в том числе полковник Сычев, стремились помочь следствию? Насколько были они открыты и правдивы? Для сравнения приведем цитату из другого письма. Оно адресовано в ЦК КПСС и подписано лично председателем КГБ Юрием Андроповым 25 марта 1974 года. Это первое упоминание имени отца Александра в материалах КГБ:  

”Стремясь втянуть РПЦ в свою орбиту, Ватикан выступает инициатором проведения официальных межцерковных собеседований по различной тематике. Такие собеседования были проведены в 1967 г. в Ленинграде, в 1970 г. — в Бари (Италия) и в 1973 г. — в Загорске (Московская область). Ватиканские делегации, как правило, возглавлялись специалистом по СССР кардиналом Виллебрандсом.  

Учитывая веками сложившуюся антиримскую атмосферу в РПЦ, Ватикан стремится убедить ее иерархов в “обновлении” своей восточной политики, внушить им мысль о необходимости совместных усилий в деле сохранения веры. В своих выступлениях Павел VI утверждает, что “вера восточных церквей — это почти наша вера”, называет католическую и православную церкви “сестрами, между которыми существует почти совершенное общение”.  

Группа прокатолически настроенных священников, возглавляемая А.Менем (Московская область), в своих богословских трудах протаскивает идею, что идеалом церковной жизни может являться только католичество. Указанные труды, нелегально вывозимые за границу, издаются католическим издательством “Жизнь с Богом” (Бельгия) и направляются затем для распространения в СССР”.  

Вряд ли Андропов внимательно проверял то, что ему писали подчиненные. Иначе он вряд ли бы употребил выражение “группа прокатолически настроенных священников, возглавляемая А.Менем”. В Русской церкви существует жесткая иерархия, и священник не может возглавлять какую-либо группу без благословения правящего епископа. Священник Александр Мень всегда подчеркивал не только свою приверженность к православию. Он искренне считал, что в отношениях с другими христианскими церквами не должно быть прозелитизма.  

Интересно другое. Генерал КГБ Олейников пишет Шульге, что данные о книгах, издаваемых отцом Александром в Брюсселе, они получили из библиотеки имени В.И.Ленина. А Андропов еще 27 лет назад докладывал в ЦК КПСС, что отец Александр публикует свои книги за границей. Вряд ли можно предположить, что генерал Олейников и его подчиненные не знали этого факта. Более того, с их подачи он фигурировал в публикации в 1986 году в газете “Труд”. Тогда уфимский стукач Борис Развеев обличал отца Александра и в том, что он издает свои книги в Брюсселе. Так что не стоит утверждать, что сотрудники КГБ на самом деле плодотворно сотрудничали со следственной группой Генпрокуратуры. Несмотря на то что прошло столько лет, всплывают все новые факты. Остается надеяться, что следствие все же обнаружит убийц православного священника и они предстанут перед лицом правосудия.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру