В Можайском море плодят и гадят

Одной рукой там разводят рыбу, а другой — хлам

Местные жители ласково называют Можайское водохранилище морем. Еще бы — самое чистое в Московской области. Удобный подъезд, пологий песчаный бережок, рыбы какой только нет. Но и здесь могут попасться подводные камни и течения. Корреспонденты “МК” отправились на берега Можайского моря, чтобы выяснить, так ли оно безопасно, как кажется на первый взгляд.

Это одно из самых любимых мест для купания и рыбалки. В Можайском водохранилище обитают характерные для водоемов Подмосковья виды рыб: плотва, язь, лещ, судак, щука. А с некоторых пор здесь попадается и стерлядь. “Откуда?” — воскликнет ошарашенно видавший виды рыбак.

 Специально раз в год Можайский производственно-экспериментальный осетровый рыбзавод выпускает сюда 70 тысяч мальков стерляди. И это не научный эксперимент. Просто десятки лет назад в можайских реках эта рыба водилась. Однако после постройки плотины стерлядь потеряла возможность мигрировать с одного участка водоема в другой. И, как следствие, потеряла способность к воспроизведению потомства. В конце 60-х этой рыбы в можайских водоемах уже не осталось.  

Сейчас рыбзавод пытается восстановить историческую справедливость. Мальки выпускаются раз в год, но на разных участках водохранилища. Специалисты надеются, что рыба адаптируется и сможет давать потомство в природных условиях. Пока же процесс размножения творится почти в лабораторных условиях и фактически руками человека.  

— По сути, мы обманываем рыбу, — загадочно улыбается директор рыбзавода Джавад Кавтаров. — В природе так устроено, что, если не будет зимы, рыба не даст потомства. И мы на своем заводе устраиваем нашей стерляди искусственную зимовку. Помещаем на пару месяцев в прохладную воду, а потом переводим ее в бассейн с нерестовой температурой — 14 градусов. Там забираем у самок икру, у самцов — сперму, оплодотворяем и получаем очередное потомство, готовое к десанту в Можайское водохранилище.  

Кстати, рыбзавод может похвастаться и другими экземплярами рыб, например белугой, однако в Можайском водохранилище эту диковину вы никогда не поймаете. Идти против природы ученые не рискуют и не собираются зарыблять водоем теми видами, которых в здешних местах отродясь не было.  

— Ну нет, — Кавтаров категорично машет головой. — Выпусти мы в Можайске белугу — и случилась бы экологическая катастрофа. Это все равно что выпустить здесь пираний. Любая экзотика в здешних широтах обречена на гибель или… мутацию.  

И все же есть все основания полагать, что в Можайском водохранилище есть и будет богатая фауной жизнь. Даже без белуги и пираний. И рыбакам никогда не наскучит навещать здешние берега. Как, впрочем, и желающим искупаться. В хорошую погоду берега водохранилища буквально облеплены отдыхающими. И это притом что официально на Можайском водохранилище имеется всего два места, открытых для купания. Это Ильинское на Бодне и пляж Центробанка в деревне Макарово. Только в этих местах Роспотребнадзор берет пробы воды — один раз в мае, и по два раза в течение каждого летнего месяца.  

Кстати, по химическим показателям вода в водохранилище в идеальном состоянии. Микробиологические показатели тоже, казалось бы, в норме, хотя в незначительном количестве вредные палочки все-таки попадаются.  

— Основная проблема этого водохранилища — цветение воды, — рассказывает главный специалист ТО ТУ Роспотребнадзора по Московской области в Можайском, Рузском и Наро-Фоминском районах Юрий Юскаев. — Мало кто знает, что, когда водоем “жиреет”, то есть зарастает, цветение усиливает рост водорослей, которые выделяют вредные токсины, способные вызвать у людей сильную аллергическую реакцию. А фактором, провоцирующим цветение, является сброс в воду органических веществ, таких как азот и фосфор. И это проблема работы очистных сооружений.  

А чья проблема — загрязнение берегов? Пройдя вдоль воды буквально 10 метров, мы наткнулись на 3 кучи бытовых отходов. В администрации нам дипломатично ответили — общая! Например, пляж в Ильинском закреплен теперь не за районом, а за одним из сельских поселений. И, видимо, отныне местным жителям придется разгребать то, что натаскивают отдыхающие.  

Кстати, гражданам отдыхающим впредь следует не только убирать за собой, но и самим отвечать за свою безопасность на воде. Ирония, высказанная в расхожей поговорке: “Спасение утопающих — дело рук самих утопающих”, на можайской земле превратилась в горькую правду. С 14 августа спасателей-водолазов на водохранилище уже не будет. Вышестоящая организация Мособлпожспас намерена перевести их в Рузу (а это порядка 25 км), где будет организован некий мобильный отряд.  

— Официального пляжа вблизи можайской спасательной станции нет. Люди там купаются фактически без разрешения, — говорит начальник отдела кадров ГУ МО Мособлпожспас Максим Осецкий. — Так скажите, ради чего мы держим там 13 человек? И потом, мы не всех переводим в Рузу, оставляем дежурных, оставляем медиков. В Рузу мы переведем только водолазов.  

За последний год в Можайском районе не было трагических ЧП на воде. А раз не было, то и водолазы здесь ни к чему, решили, видимо, сверху. И если, не дай бог, вы окажетесь на Можайском водохранилище и увидите, как кто-то тонет, звоните немедленно в службу спасения. Там свяжутся с Рузой, и оттуда направят в Можайск бригаду водолазов. За час они, пожалуй, доберутся. Разумеется, уже не для спасения жизни, а для того, чтобы достать со дна труп.  

Пожалуй, это все равно что сократить в больнице должность реаниматолога и взять в штат еще одного патологоанатома.  

Так вот оно какое — Можайское водохранилище. Заманчивое и опасное. Так что, отдыхая, не расслабляйтесь. И убирайте за собой мусор.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру