Спору нет, строить дорогу нужно. У сторонников проекта немало доводов в пользу его реализации. Главные заключаются в решении целого ряда транспортных вопросов. Чаще всего приходится слышать о том, что новая магистраль позволит разгрузить движение по многострадальному Ленинградскому шоссе. Для химчан же более важно другое: дорога обеспечит скоростное движение по маршруту Москва—Питер в обход города.
Но давайте обратимся к экологической стороне проекта. Чем может грозить строительство новой федеральной трассы? Негативное воздействие автомобильных выхлопных газов на окружающую среду, утверждают разработчики проекта, должно снизиться как раз в связи с тем, что дорога скоростная. Если говорить про экологическую безопасность проекта в целом, сделанные экспертизой выводы свидетельствуют о том, что он соответствует требованиям российского законодательства в области охраны окружающей среды.
Стоит обратить внимание и на одно обстоятельство, упоминающееся в официальных документах. Специалисты НИиПИ Генплана г. Москвы просчитали и оценили масштабы загрязнения воздушной среды в связи с проектом. Сделанные выводы не могут не радовать. Дорога, оказывается, не повлияет на экологическую ситуацию отрицательно.
В отделе земельного контроля и экологического мониторинга химкинской администрации пояснили, что “при реализации проекта будет уменьшена площадь с превышением ПДК загрязняющих веществ в приземном воздухе на примагистральных территориях жилой застройки, в частности на территории городского округа, прилегающей к Ленинградскому шоссе”.
Что ж, вроде бы ничего страшного. “Ну а как же лес? — возникает вопрос. — Какова его судьба?”
Больше всего во время выездной проверки территории леса представителей местной власти возмутило ее неудовлетворительное состояние. Вот что рассказали члены комиссии об увиденном: “Санитарная вырубка сухих и аварийных деревьев и кустарников не проводится. А ведь всем известно, что накопление сухостойных деревьев и валежников может способствовать возникновению и быстрому распространению лесного пожара. В Химкинском участковом лесничестве не решены вопросы обеспечения пожарной безопасности: не созданы минерализованные полосы, отсутствуют предупредительные таблички и заградительные шлагбаумы на въездах. Кроме того, отдельные места превращены в несанкционированные свалки строительных и бытовых отходов. В лесу очень много мусора, оставленного населением”.
Все это свидетельствует о том, по выводу комиссии, что на территории лесничества не проводятся заблаговременное планирование и осуществление лесозащитных мероприятий по улучшению санитарного состояния зеленых насаждений. “Администрацией городского округа неоднократно направлялись обращения спецлесхозам с просьбой привести в надлежащее состояние лес, очистить его от мусора, несанкционированных свалок, обеспечить пожарную безопасность”, — сообщили в отделе земельного контроля и экологического мониторинга.
Так что же, лес, выходит, никому не нужен? Чтобы прояснить ситуацию, мы связались с участковым лесничим Александром Жукаевым. Вот что он рассказал: “Минерализованные полосы уже созданы. Когда приезжала комиссия, их действительно не было. Представьте: у Мособллеса, чьим филиалом мы являемся, один трактор на 70 тысяч га лесных территорий. К тому же существует проблема, которую пришлось решать: тракторной технике запрещено движение по МКАД и Ленинградскому шоссе. Трактор пришлось перевозить тралом. На это потребовалось время.
Что касается мусора… Наши лесничие убирать его не могут по той простой причине, что нет у них таких функций. И финансирования, соответственно, тоже нет. Согласно 94-му федеральному закону, на выполнение таких работ должен проводиться аукцион. Но пока ни одного не прошло.
В Управлении лесного хозяйства по Московской области прокомментировали ситуацию так: “Нами запланировано проведение аукционов. К сожалению, средств выделяется недостаточно — как на санитарную рубку леса, так и на уборку в нем мусора”. Можно, конечно, спросить и с Россельхознадзора: почему так слабо осуществляется контроль над соблюдением природоохранного законодательства? Этот же вопрос по праву можно адресовать и экологической милиции. Но имеет ли смысл делать это сейчас? Недавно стало известно о том, что Росавтодор и французская компания Vinci в июле нынешнего года подпишут соглашение о строительстве первого участка трассы Москва—Санкт-Петербург. Об этом недавно сообщила Кристин Лагард, министр экономики Франции.