Официально никто не обвиняет в причастности к этому преступлению Рамзана Кадырова. Да и прямых неофициальных обвинений тоже пока немного. Как было в случае с убийством Анны Политковской и Сулима Ямадаева, когда публика, кажется, не сомневалась, что обоих убили по приказу Рамзана.
Интересна реакция Рамзана. Если после гибели Сулима Ямадаева он вроде и не скрывал своего торжества и даже вслед обвинял покойного в причастности к покушению на своего отца, то после убийства Натальи Эстемировой высказался однозначно. Найдем нелюдя в любом случае. Не сможем найти по российскому закону, разберемся по-своему, по-чеченски.
Если смерти братьев Ямадаевых косвенно утверждали полновластность Рамзана в Чечне, и в этом смысле были ему даже выгодны, то смерть Натальи Эстемировой может поставить крест на его карьере. Наталья убита не в Эмиратах и не в Москве. Она похищена из-под носа у чеченского президента в городе Грозном, увезена в Ингушетию по федеральной трассе “Кавказ” и там расстреляна. И это не правозащитница республиканского масштаба, это человек с мировым именем. Лауреат альтернативной Нобелевки, человек, известный и в Соединенных Штатах, и в Европе. По поводу ее гибели уже высказались и Вашингтон, и Европарламент, и самые влиятельные международные правозащитные организации. Рамзан Кадыров так хотел поправить свой имидж на Западе, так старался вернуть из Лондона в Грозный Ахмеда Закаева. И теперь все его усилия пойдут прахом. Убийство публичного человека Натальи Эстемировой ясно свидетельствует Европе о том, что Рамзан не может обеспечить безопасность жителей республики.
Кроме того, в последнее время Наталья Эстемирова занималась тем, что выявляла методы, которыми Кадыров борется со своими врагами. В частности, сообщала о преследованиях родственников боевиков, сжигании их домов. Так что если идти формальным путем, Рамзан Кадыров был ее первым противником. Но была ли Наталья Эстемирова врагом Рамзана Кадырова? Отнюдь нет.
Сейчас все, включая Президента России, говорят, что Эстемирову убили за ее правозащитную деятельность. Но это не совсем так. Правозащитная деятельность в России — маргинальная ниша. По докладам правозащитников никого с должности не снимают и в тюрьму не бросают. И если тот же Кремль решил, что Рамзан Кадыров единственный, кто может победить всех боевиков, то, сколько ни кричи правозащитники о превышении власти или о преследованиях членов семей боевиков, Кадыров будет оставаться при своих полномочиях ровно столько, сколько захочет центр. И уж если его скинут, то отнюдь не по сигналам правозащитников. Правозащитники, как и журналисты, в нашей стране работают не поперек государству, а параллельно. И пока они вытаскивают из пасти режима одного человека, тот же режим успевает слопать двоих-троих. Эти шестерни вертятся автономно, не цепляясь между собой ни одним зубом.
Вина власти в смерти правозащитницы лежит совершенно в другой плоскости. Эта самая власть просто не желает замечать таких людей, как Эстемирова. Не приближает их к себе, не прислушивается к их словам. Не заботится об их безопасности. Когда Рамзан Кадыров едет куда-нибудь по делам, его охрана шерстит дорогу на много километров вперед. А вот Наталью Эстемирову можно было запросто похитить в Грозном и увезти через границу по федеральной трассе в белой “семерке”. Нужно было еще в среду утром объявлять план “Перехват” и поднимать в воздух вертолеты. Но некому было искать Эстемирову, все охраняли Кадырова.
Чеченский президент явно теряет свое былое влияние. Режим контртеррористической операции в Чечне вроде бы отменили, но обещанных экономических свобод Рамзану явно в Кремле давать не хотят. А тут еще боевики активизировались. Что ни день, то боестолкновение с жертвами среди милиционеров и военных. Еще месяц назад Рамзан бодро рапортовал о возможном убийстве лидера боевиков Доку Умарова. И о том, что в горах осталось не более семидесяти деморализованных боевиков. А теперь выясняется, что и Доку Умаров жив. И боевиков, судя по количеству их вылазок, явно больше. И тут еще убийство известной правозащитницы, за которое с российской власти уже начали спрашивать. Наиболее явная цель этого убийства — показать, что в нынешней Чечне власть не контролирует обстановку. И если цель будет достигнута, то она существенно ослабит позиции Кадырова.
А удерживать свою власть и влияние Рамзан будет опять же чисто силовыми методами. Теми, которые и критиковала Наталья Эстемирова. Теперь, чтобы найти убийц правозащитницы, Рамзану придется нарушить права очень многих людей. Он бы и рад действовать иначе, но по-другому он не умеет.