Глава Академии художеств собрал жизнерадостных иностранцев во дворе для группового снимка, который мог бы называться “В кругу инженеров-электриков”. По стечению обстоятельств, никто из потомков Репина не связал свою жизнь с искусством. Только юная Селия Отшо — трижды правнучка — изучает классическую литературу. Большинство тех, кто приехал в Москву, носят фамилию Дьяконовы — по линии младшей дочери художника Татьяны Ильиничны и ее единственной дочери, в замужестве Дьяконовой. После смерти Репина в 1930 году их семья переехала во Францию. С тех пор никто в Россию не возвращался. Единственный визит в 1993 году нанес старший правнук художника — Кирилл. И вот теперь сразу 18 человек — представители среднего поколения и молодежь, и ни одного работника культуры. Самый старший, Иван Дьяконов, служит на “Франстелеком” — инженером телекоммуникаций. Высокий и седой, он заинтересованно вглядывается в фотографии репинской усадьбы. Может, узнал какую-то вещь?
— У нас от деда осталось лишь несколько книг и рисунков. Во Францию семья уезжала налегке, — объясняет он через переводчика.
Его кузина Надин Дьяконова преподает физкультуру в Сент-Этьене, а ее сын Иван готовится стать спортивным тренером для инвалидов. Спрашиваю его о подопечных.
— В России инвалиды в большинстве так и остались персонажами передвижников, социально обделенными и несчастными. Как обстоит дело во Франции?
— У нас инвалида по поведению никогда не отличишь от полноценного человека. Они ведут такую же активную жизнь, но им тоже надо помогать.
Кузен Адриан готовит инструкторов подразделения альпийских стрелков в Шамбери (в Южных Альпах, недалеко от озера Бурже). Не снимая пижонской шляпы, он, немного скучая, прошел по залам академии, но потом чем-то заинтересовался — это была фотография из Куоккалы, где более 30 лет жил его великий предок. На ней изображен гость репинских “Пенатов” Савва Морозов с красавицей женой.
— Как вам понравились русские девушки? — спрашиваю у Адриана, заметив его оживление.
— О! Они великолепны — magnifique… Жаль, что я не знаю русского…
Серж Эли Дьяконов удивительно похож на Илью Ефимовича (тот же овал лица, разрез глаз и форма бороды), работает инженером-электротехником. Он и подводит парадоксальный итог: “Среди нас нет ни одного художника, более того, никто из нас не носит фамилию Репин. Однако мы счастливы! “
Первые уроки мастерства Репин получил в родном городе Чугуеве под Харьковом, в иконописных мастерских. Поэтому масштабное путешествие репинских потомков началось именно с Чугуева. Затем Москва, где Репин написал Мусоргского и Рубинштейна, начинает писать “Запорожцев” и “Крестный ход в Курской губернии”. Прогулки и экскурсии, Третьяковка и Болотная площадь — столь ранний визит в академию обусловлен крайне плотным графиком погружения в русскую культуру. Через день они отправятся в имение Здравнево (на территории современной Беларуси), а затем поедут в Санкт-Петербург. Финальной точкой путешествия станет усадьба “Пенаты” на Карельском перешейке.
На выставке в академии можно увидеть историю усадьбы в фотографиях, а также уникальные графические портреты Репина. Хозяин частенько зарисовывал гостей усадьбы, своих соседей и друзей. Его жена Наталья Нордман бережно собирала рисунки в альбом. Тем не менее за 80 лет они разбрелись по коллекционерам, а до выставки дошли лишь репродукции. Но и этого достаточно, чтобы поразить великолепным мастерством и точностью психологической характеристики.
Так и представляешь себе Илью Ефимовича, который гневно бросает карандашом в портрет и кричит: “Ну почему же ты молчишь?! “