Одна арбатская усадебка
В историческую усадьбу в доме под номером шесть по Большому Левшинскому переулку (на фото выше) пускают не всех, так как в данный момент там располагается офис одной креативной американской конторы. Но если поставить цель — попасть в нее можно, я, например, выдал на-гора легенду, по которой мои родители жили здесь в советское время, — ностальгия здесь может сработать. Находится эта старина среди достаточно тихих арбатских переулков. Это одна из тех деревянных усадеб с деревянными перекрытиями, которых в Москве остается все меньше и меньше. В XIX веке в этом здании жили богатые семейства купцов Сабашниковых и Полторацких. В их бытность в этом здании трудился секретарем знаменитый литературный критик Виссарион Белинский, измучивший своими трудами советских старшеклассников. Его литературное творчество россыпью избранных цитат в бихромном исполнении стильно отражают ныне стены туалетов офиса. В реконструкции этого здания еще в 1880-х годах принимали участие крупные архитекторы Ватарин и Бойцов. А до того, как в это здание перебрались нынешние хозяева, тут помещалось российское отделение всемирного Красного Креста: по сей день над входом в усадьбу маячит его символ. Рядом с усадьбой вы обязательно увидите «прогуливающегося» с маленькой армянской девочкой легендарного норвежского полярника Фритьофа Нансена. Его «моцион» здесь не случаен — Нансен был связан с Красным Крестом, при котором занимался делами беженцев (в памяти человечества остался легендарный «паспорт Нансена»). К его памятнику частенько приходят армяне и приносят цветы знаменитому норвежцу — кавказцы не забывают его доброты в годы репатриации армян из Турции в Советскую Россию.
Усадьба в Большом Левшинском имела все шансы быть снесенной, если бы не теперешние ее владельцы, буквально восстановившие ее практически из руин, — по ходу реставрации выяснилось, что многие балки полностью сгнили. После восстановления временным арендаторам удалось совместить консервативную психологию усадьбы с современным тяготением к открытым коммуникационным пространствам. Новомодный формат openspace и старинная усадьба, казалось бы, несовместимы. Сейчас тут можно увидеть обнаженные отпескоструенные стропила и дверные рамы, возможно 150-летней давности: в сочетании со стальными хайтек-конструкциями надтреснутое дерево смотрится очень выигрышно. Старое дерево словно противостоит некоторой бесчувственности и утилитарности металлических конструкций современного интерьера.
Оказалось, что время войны в этих помещениях были коммунальные квартиры. Причем иногда бывшие обитатели коммуналок приходят сюда вспомнить былое, и их с удовольствием пускают владельцы этого приятного сооружения XIX столетия.
«Ресторан около церкви»
Не слишком известная усадьба «Козмодемьянское» работы достопамятного и многими обожаемого архитектора Шехтеля «прячется» около МКАД на улице Правобережной. Внутри этой уникальной усадьбы ныне размещается отделение больницы.
У входа покуривала, точно паровоз, неизвестная бабуля с голосом мамы Чоли из мексиканского сериала, которая, расспросив о цели визита, предложила мне и моему компаньону сказать охране, что мы идем во вторую палату, дабы ее навестить. Дело было в воскресенье (время визитов к больным — с 16.00). Здание любопытно прежде всего снаружи: постройка позднего модерна напоминает плавное «готическое» строение. Дом был построен на средства дельца С.П.Патрикеева на территории его же усадьбы. Здесь размещался загородный по тем временам ресторан в стиле модерн, местоположение которого противоречило дореволюционному правилу не открывать увеселительных заведений вблизи церквей (рядом по сей день стоит желтая Козмодамианская церковь с колокольней, построенная в первой половине XVIII века).
Рядом сохранились руины парковых построек. Вероятно, это остатки террасы на спускавшейся к реке главной аллее. Некогда с террасы открывался вид на долину реки Химки, в то время протекавшей далеко внизу (ныне здесь водохранилище). В здании можно увидеть главный витраж. Частично сохранились и интерьеры дома, среди которых камин и старинная мебель.
Московское «Монте-Карло»
По соседству с усадьбой «Козмодемьянское» по адресу: улица Клинская, дом два (метро «Речной вокзал»), сохранилась в отличном состоянии одна из красивейших московских жемчужин — усадьба «Грачевка» (Ховрино). Попасть в нее можно только по доброй воле отдельных охранников или в качестве визитера больницы. Дело в том, что территория этой усадьбы ныне занята Московским областным клиническим центром восстановительной медицины. Но даже если лично вас не пустят, то пофотографировать ее — милое дело: забавные каменные львы и кариатиды безотказно вам попозируют.
История у усадьбы давняя, начинается с начала XV века — с Григория Ховра. В 1700 году Ховрино по указу Петра I было подарено его сподвижнику, генерал-фельдмаршалу графу Федору Головину (он приходился потомком Григория Ховра). Головины заложили основы регулярной осевой планировки усадьбы Ховрино, посадили липовый парк и «плодовитый сад». В 1811 году усадьбу приобрел князь Оболенский, но в скором времени случилась Отечественная война, которая не обошла стороной и Ховрино. В 1812 году наполеоновские солдаты ограбили и сожгли усадьбу, попутно осквернив прежний храм (сохранившаяся пятикупольная Знаменская церковь была выстроена позже — в 1870 году — архитектором М.Быковским). После окончания войны, не имея денег на восстановление сгоревшей усадьбы, Оболенский продал ее Н.А. и Г.Д.Столыпиным, которые отстроили новый дом и сделали парк более компактным. В предреформенное время перерезавшая усадебный парк Николаевская железная дорога открыла путь в Ховрино дачникам (постреформенные крестьяне из землепашцев активно превращались в огородников, извозчиков, рабочих «чугунки» и фабрики в соседнем сельце Михалкове).
Расцветная эпоха для ховринского имения наступила в 1859 году: оно попала в руки фабриканта Евграфа Молчанова: «Запестрели клумбы цветов, выросли красивые беседки, мостики, гроты; громадный трехэтажный дом был отделан заново, выстроены и еще несколько новых флигелей; заведена была большая ферма, построены хозяйственные службы и водокачка», — писали газетчики в XIX веке. После смерти миллионера усадьба переходит к купцу С.Панову, а затем — к купцам Грачевым. В 1900 году на месте сгоревшего дома по проекту выдающегося русского архитектора Льва Кекушева архитектор Г.Кайзер выстроил великолепный дворец, прообразом которого стал знаменитый игорный дом в «грешном» Монте-Карло. Витали слухи, что, дескать, владелец Ховрина выиграл в карты немереное состояние.
До революции Ховрино было любимым местом отдыха писателей, художников и поэтов (здесь в 1897 году в местной церкви Знамения поэт Валерий Брюсов обвенчался со своей возлюбленной Иоанной Рунт). Позже, в годы Великой Отечественной, здесь помещался госпиталь (в соседнем Грачевском парке есть захоронения солдат и офицеров Панфиловской стрелковой дивизии). Кстати, на окраине Грачевского парка все еще расположена заброшенная многоэтажная Ховринская больница, ставшая очень популярной у представителей различных субкультур (готов, сталкеров и т.д.).