О том, что Пушкинскому музею необходимо техническое переоснащение и новые площади, его директор Ирина Антонова не устает повторять не первый год. Впервые серьезно архитектурную концепцию «музейного городка» обсуждали три года назад. Именно тогда конкурс на реконструкцию выиграли руководитель «Моспроекта-5» Сергей Ткаченко и британский архитектор Норман Фостер. Их идеи — например, здание-пятилистник для экспонирования крупноформатных произведений, вызвали немало споров. После вмешательства Владимира Путина, который сказал о том, что строительство нужно форсировать, дело сдвинулось с мертвой точки.
Обновленный проект стоимостью 22 млрд. рублей предполагает, что в музейный комплекс войдут 15 зданий. Среди них новые корпуса — это научная и публичная библиотека, депозитарий, Дом графики, Картинная Галерея искусства старых мастеров, многофункциональная аудитория (его проект разрабатывает Норман Фостер), лекторий, музейный магазин, кафе. Большинство зданий планируется отреставрировать и приспособить под нужны музея. Здесь в первой очереди стоят усадьба Вяземских-Долгоруких и несколько построек справа от главного здания, рядом с детским центром «Мусейон». Самые спорные объекты — новые корпуса, которые предполагается возвести. Одно из них — тот самый «пятилистник»: здание из пяти залов с прозрачными стенами, где можно было бы выставлять монументальную скульптуру.
Кроме пятилистика существует еще как минимум три варианта, — уверила Ирина Антонова и показала один из них. Проект, так же как «пятилистиник» выполнен в стиле хай-тек. Но даже не его вид, месторасположение смутило одного из лидеров общественного движения «Архнадзор» Рустама Рахматуллина:
- Мы не оспариваем необходимости реконструкции и расширения музея имени Пушкина, но проект выставочного зала, предлагаемого Норманом Фостером, планируется поставить прямо в парадном дворе усадьбы Румянцева-Задунайского, — заявил он.
— Да, здесь когда-то было здание, но оно было уничтожено не в советское время, до нас не дошли его изображения, — парировала г-жа Антонова.
Сейчас на территории споров находит «кремлевская» бензоколонка, построенная в начале ХХ века — еще один предмет споров. Ее собираются перенести в другое место.
Другое возражение высказал замдиректора Международного центра-музея Рерихов Александр Стеценко. Ему не понравилось, что дороги, ведущие в его музей (переулки Колымажный и Малый Знаменский) предполагается засадить деревьями, создать там парковую зону.
- У вас есть и другие подъезды, — ответила Ирина Александровна. — К тому же, проект на стадии обсуждения, это не окончательная версия.
Еще одной точкой преткновения может стать система подземных переходов, которые должны связать здания музея. Там же могут разместиться выставочные залы, магазины и кафе. Пока не ясно, позволит ли геологический анализ осуществить такую идею, ведь линия метро проходит совсем рядом с музеем.
Еще одно и весьма примечательное здание — депозитарий, который планируется разместить в Малом Знаменском переулке, д.8, стр.2. Судя по проекту, он должен стать самым светлым зданием комплекса — огромные стеклянные окна в стиле хай-тек позволят специалистам работать при естественном освещении. Кроме самого хранилища там расположат реставрационные мастерские. Они, возможно, будут открыты для публики, как это сделано в лондонской Национальной галерее и дрезденском Альбертинуме.
Концепция развития ГМИИ рассчитана до 2018 года. Уложатся ли в этот период проектировщики и застройщики — большой вопрос. Столь глобальные перемены в сердце столицы, где на каждом шагу памятники архитектуры, которые нужно и следует охранять, не могут пройти безболезненно и мирно. И все-таки концепция хороша — придумана на людей. Когда она воплотится в жизнь, в Пушкинский музей можно будет смело приходить на целый день. Родители смогут оставить детей в специальном центре, где с ними будут заниматься специалисты. После просмотра выставки отправиться на пикник в парк, потом в кафе, потом снова в музей, уже в другой зал. Так и происходит в цивилизованных странах. Остается надеяться, что и Москва приобщится к мировой практике