Криминальные фотохроники Лос-Анджелеса первой половины ХХ века, жизнь топ-моделей и американские дороги как воплощение мечты о свободе... В Москве стартует крупнейший фотомарафон, который завершится в конце мая. В программе фестиваля «Фотобиеннале-2012» — более 40 выставок мировых звезд, российских авторов, мастер-классы от культовых фотографов, кинопоказы. О самых интересных событиях на 9-й «Фотобиеннале» — в обзоре «МК».
Несколько тем пройдут красной нитью на 9-й «Фотобиеннале» — «Америка в фокусе», «On the road» и «Фотографии кино». На фестивале ожидается немало хроникальных архивных проектов. Одна из премьер классики случится на днях: 7 марта стартует проект «Нью-Йорк» Уильяма Кляйна, который в 1956 году вызвал шок в мире моды. Кляйн первым начал снимать моделей не на подиуме или в студии, а прямо на улице. Эксперименты Кляйна (уличные «псевдорепортажи», фото с зеркалами) в конце 50-х произвели настоящий фурор и принесли автору престижную премию Надара. Сегодня альбом «Нью-Йорк» считается классикой мировой фотографии. В один день с премьерой модного классика зрителей ждет криминальное открытие. Сто черно-белых снимков из архива полиции Лос-Анджелеса, сделанных с 1920-х по 1950-е годы для полицейского управления, — не просто снимки с мест преступлений или кадры авторитетов начала века. За каждым кадром стоит какая-то история, драма. О них обещает поведать в отдельной лекции куратор выставки швейцарец Тобиа Беццола.
Но самая интересная и ожидаемая американская премьера придется на конец «Фотобиеннале». Ее автор, однако, не американец, а китаец — художник Ай Вэй-Вэй, занимающий сейчас первое место по версии журнала ArtReview «Сто самых влиятельных персон в арт-мире» и 24-е место в списке самых влиятельных людей мира в рейтинге журнала Time. В конце 80-х художник, опасаясь преследования властей, перебрался в Америку и вернулся только через 10 лет из-за болезни отца. Десятилетие, что он провел в Нью-Йорке, с 1983 по 1993 год, стало во многом поворотным для него, ведь именно там он вплотную познакомился с поп-артом и концептуализмом. Какие именно фото опальный художник отобрал для московского фестиваля — пожалуй, главная интрига «Фотобиеннале».
Другая сквозная тема фестиваля тоже связана с Америкой, ведь дорога, путешествия по штатам, бесконечные развязки, города-призраки, потерянные трассы — для жителей США вроде воплощенной американской мечты, символизирующей свободу и не раз воспетой в разных видах искусства. Одна из дорожных премьер — выставка «Векторные портреты» Эндрю Буша. Фотограф годами разъезжал на своем авто по штатам и фотографировал водителей на специально установленную на капоте камеру. Похожий принцип избрал для себя мексиканец Гонсало Лебрих, который проехал Калифорнию на мотоцикле и снимал пейзажи вокруг в отражении хромированных частей мотоцикла.
Но не только американскими мечтами запомнится «Фотобиеннале». На фестивале представят и немало российских проектов. Так, зрителей ждет «Путешествие в будущее» с Сергеем Шестаковым. Несколько месяцев назад он успешно представил публике фото из поездки в Чернобыль, а второй проект серии расскажет о Чукотке. Отдельное место на фестивале займут кинопоказы, ведь Мультимедийный Арт-музей (бывший Дом фотографии) сейчас позиционирует себя как центр визуальных искусств, где есть место не только фотографии. Многие из фильмов тоже будут связаны с путешествиями, как, например, «Русский ковчег» Александра Сокурова, фильм-путешествие в прошлое Зимнего дворца и Эрмитажа, который покажут в конце марта.
Стратегические партнеры музея: Renault, ОАО «Новатэк», Panasonic.