Этот конкурс, на который было прислано более 5000 снимков, сделанных в 2010-2011 гг., нужен не для того, чтобы оценить, кто из фотохудожников, фоторепортеров более или менее маститый. Классных мастеров пруд пруди. Смысл — в познании человеческой природы, психологии, мотивации, зачем снимать, что снимать, как меняется среда обитания, что случайно попадает в кадр, что становится более актуальным, а что с годами забывается... Снимки — особенно сейчас, в период терабайтных архивов — как живая бесконечная вода, они повсюду, и одновременно так не вечны, уходящие в компьютерное никуда. Много ли людей распечатывает их на бумаге?
За пять минут до церемонии подходим к одному из трех лауреатов в номинации «Архитектура». Это непрофессиональный фотограф Сергей Румянцев, получивший в качестве приза право обучения в Школе им. Родченко за свою серию «Улица Марьинский парк». Вопрос простой: за что он любит Москву (весь конкурс посвящен образу столицы) и за что не любит.
- Почему нравится — понятно, — отвечает Сергей, — я здесь родился и вырос, и не любить Москву, наверное, невозможно. По профессии — программист, разрабатываю сайты. Но фотография — это главное мое хобби, скажем, с друзьями любим выбираться в разные красивые места по всему миру и снимать их с вертолета, объединяя всё отснятое в удивительные панорамы...
- А что до негатива?
- Не нравится Москва — и это общее мнение львиной части всех фотографов — за то, что тебя отовсюду прогоняют. Охранники, полицейские — кто угодно! Говорят: «Снимать запрещено». Простите, но такого нет нигде в мире! Меня даже в усадьбу Кусково не пропустили со штативом, потому что, видите ли, это идет вразрез с их внутренними инструкциями. Да почему?! Вот и получается, что в центре города можно снимать лишь втихаря по утрам в воскресенье, когда все спят, а на окраине — в любое время пожалуйста, что творится на пустырях — всем по барабану.
- Поэтому на Ваши снимки так редко попадают люди...
- Не только поэтому. Толпу не люблю. Она безлика. Куда мне ближе — одинокие живописные путники, куда-то себе бредущие, со всеми вразрез. Именно такие люди одушевляют город. Я вообще пейзажист, то есть даже архитектуру — эту самую улицу — фотографирую как пейзаж, в данном случае — через инфракрасные фильтры...
- Возвращаясь к теме запретов, представил себе такую фотосессию, когда тебе скручивают руки, заслоняя объектив...
- Увы, эта тема как была актуальна, так такой и остается, ничего не меняется. Мне руки не скручивали только потому, что я не журналист, мне не надо было лезть на рожон. Но «уберите камеру» слышу постоянно.
- Призом своим воспользуетесь?
- Даже не знаю. С моей-то занятостью, боюсь, постоянное обучение совмещать будет крайне сложно.
Крайне любопытны работы второго лауреата Ивана Михайлова (его приз — поездка на стажировку в Париж). Название говорит само за себя: «Следы внеземных цивилизаций». То есть Иван нашел кучу мест в Москве, где либо есть красиво подсвеченные фрагменты зданий, либо надземные вентиляционные киоски, либо части опорных конструкций, создающие иллюзию присутствия марсианских пришельцев. Неудивительно, что много снимков было выполнено около псевдофутуристических объектов Дома музыки или близ гостиницы «Космос».
Наконец, первый приз в $5000 среди «архитекторов» взял — согласно мнению профессионального жюри во главе с Ольгой Свибловой — Георгий Первов за серию «Человеческий пейзаж».
Далее — номинация «События и повседневная жизнь». Главный приз Правительства Москвы в $5000 получает Анатолий Белясов за «Обычную выставку», приз Volkswagen (с поездкой на стажировку в Дюссельдорф) берет Илья Батраков за яркий проект «Перемен». Ну и приз в виде смартфона — Дмитрий Зверев за «Казанский вокзал».
Кстати, в предконкурсную экспозицию из заявленных 5000 работ, вошло около 1000, остальные же транслировались на слайд-шоу, так что никто обижен не был.
Стали также известны победители в «Лицах»: свои $5000 от Правительства Москвы получил Владимир Вяткин за потрясающие планы дирижера Кента Нагано, приз MasterCard (стажировка в Дюссельдорфе) получила Ольга Матвеева за «Воробьевы горы», приз МАММ (закупка работ на $3000) удостоился Владимир Мишуков за «Близких людей. Людей с синдромом Дауна». С призом молодому фотографу до 30 лет (с поездкой в Париж на Paris Foto) мы поздравляем Анастасию Калеткину (цикл «В небо»). Ну и приз Prolab Production взяла Софья Гаврилова за проект «Москва/не Москва».
Стратегические партнеры Дома Фотографии: Ahmad Tea и РОСБАНК.