1. Основной проект «Переписывая миры». Куратор — Петер Вайбель. Место: Центр дизайна Artplay (м. «Курская», «Чкаловская», ул. Нижняя Сыромятническая, д. 10), ЦУМ Art Foundation (м. «Кузнецкий мост», ул. Петровка, д. 2). С 23 сентября по 30 октября.
Основной проект на биеннале должен задавать тон всей программе арт-форума. Выставка традиционно самая массовая — в ней участвуют 64 художника и 16 художественных групп из 33 стран. Тему куратор проекта, немец Петер Вайбель, продвигающий новые технологии в искусстве, заявил туманную. «Переписывая миры» — вызов, но абстрактный. Для «МК» он так обрисовал свою идею: «Все наши экономические, социальные и политические системы постоянно меняются и трансформируются. Московская биеннале будет зеркалом современного искусства, так же как современное искусство является зеркалом современного общества... Каждый может внести вклад в переписывание мира. Публика — главное действующее лицо Московской биеннале». Стоит ждать от проекта много высокотехнологичных инсталляций. Российские участники — группа «Электробутик» — так точно отличатся по высокотехнической части. Они мастера переделывать iPad в башни Татлина. Для биеннале художники припасли, как они рассказали «МК», «две работы, которые связаны с наступающим апокалипсисом». А Алина Гуткина готовит медиапроект о страхах поколения
2. Спецпроект «Мементо Мори Москва 2011, или МММ». Место: Центр дизайна Artplay (м. «Курская», «Чкаловская», ул. Нижняя Сыромятническая, д. 10). С 25 сентября по 8 октября.
Территории площадки Artplay, что находится в гигантском архитектурном комплексе, который когда-то занимал завод «Манометр», почти бескрайняя. Кроме основного проекта здесь открывается еще больше десятка выставок. Остановимся на одном забавном международном проекте. Спецпроект биеннале «Мементо Мори Москва 2011, или МММ» — третья часть истории, которая должна стать общей для семи крупнейших европейских городов. Первые два этапа автор Наталья Скобеева уже успешно провела в Лондоне (в 2009 году) и Стамбуле (в 2010 году). Объекты на выставке — ковры. Рассматривать придется не рисунки на них, а следы автомобильных шин. Дело в том, что Наталья положила ковры на семь проезжих частей в час пик. Может, и вы отметились своим авто? Проверить можно будет на выставке: вся акция снималась на видео. Что концептуального в марании ковров? Для Натальи Скобеевой это такая игра, художница уверена, что игра — естественное состояние человека, только каждый раз мы выбираем разные сценарии. Игровой сценарий Москвы Наталья читает по автомобильным следам города.
3. Спецпроект «Медиа удар». Международный фестиваль активистского искусства. Место: Центр дизайна Artplay. С 25 сентября по 10 октября.
Среди неиссякающего потока выставок на биеннале этот групповой проект — один из немногих, что точно попадает в концепцию «переписывания миров» Петера Вайбеля. «Медиа удар» — групповая выставка искусства, «выходящего в общественное пространство с призывами социальных изменений», заявляет пресс-релиз фестиваля. Обещается, что фестиваль активистского искусства соберет в одном месте художественные протесты, все чаще звучащие последние несколько лет. В рамках выставки пройдет масса «круглых столов» и мастер-классов. На них выступят и Петер Вайбель, и другие теоретики арт-активизма — Эндрю Бойд (США), Костис Стафилакис (Греция), Пабло Херманн (Германия), Нина Фелшин (США), Роберт Хубер (Германия).
4. «Дом художника „Южное Бутово“. Спальный район». Автор идеи — Марина Звягинцева. Место: ландшафтный парк «Южное Бутово» (между ст. м. «Бульвар Адмирала Ушакова» и «Улица Горчакова»). С 25 сентября до 16 октября.
Кто постарался приготовить на биеннале нечто особенное, так это художник и куратор Марина Звягинцева. Она переписала мир целого парка в Бутове: установила там величественные инсталляции и невзрачные домики-бытовки. Именно в последних скрывается самое сокровенное: в каждой бытовке — отдельный проект художника, маленькая выставка. Каждый автор «поет» о своем: одни о личном видении, другие — об общественном. В целом проект продолжает разговор о жизни современного искусства за пределами
5. Альберто Гарсия-Аликс, АЭС+Ф, «Композиция 911», Современное итальнское искусство. Место: Мультимедийный арт-музей, (м. «Кропоткинская», ул. Остоженка, д. 16.) С сентября по ноябрь.
Сразу несколько зайцев можно убить, посетив Мультимедийный арт-музей, царство Ольги Свибловой. На четырех этажах — сразу несколько очень разных проектов в рамках биеннале. Самый абстратный — выставка современного итальянского искусства, включающего в себя отличные образцы беспредметного искусства Италии. Самый личный проект — черно-белая фотоисповедь брутального байкера, испанца Альберто Гарсия-Аликса. Словом, секс, наркотики, рок-н-ролл. Однако поданных зрителю без сладкого соуса приключений, а рассказанных печально, через череду потерь автора. Кроме фотографий жизненных Мультимедийный арт-музей представил в своих стенах новый видеопроект группы АЭС+Ф — гигантские видеополотна под названием «Святая аллегория». Снова герои «аэсоф» — подростки, медленно и значительно движущиеся по экрану. В своем новом проекте художники Татьяна Арзамасова, Лев Евзович, Евгений Святский воспроизводят атмосферу полотен венецианского живописца Джованни Беллини, но помещают героев в современные интерьеры, зал ожидания международного аэропорта. Знакомясь с этими абсолютно разными выставками, вы увидите и еще один проект биеннале — «Композиция 911» Олега Кулика. До последнего дня идея проекта, посвященного трагедии в США 11 сентября, держалась в тайне. В итоге Кулик представил невнятную инсталляцию: в анфиладе музея на разных уровнях висят стеклянные куклы — хрупкие души погибших во время теракта. Похожи прозрачные абстракции, правда, на сдувшиеся воздушные шарики. В оправдание автора можно сказать лишь, что он слишком много думал об идее — переделывал инсталляцию множество раз. Перемудрил, похоже.
6. Проект «Внедрение», Место: LABORATORIA Art & Science Space, (м. Курская, переулок Обуха, д. 3.) С 24 сентября по 30 октября.
Научно-художественная галерея LABORATORIA Art & Science Space, возможно, вписалась в биеннале за компанию с остальными арт-площадками, но приготовила проект в своем неповторимом стиле. Его фишка — знакомить художников и ученых, рождать произведения с серьезной научной базой. Выставка «Внедрение» — плод сотрудничества современных художников с группой ученых из Курчатовского института. Художников погрузили в волнующую науку тему — исследования мозга. Может ли наука адекватно исследовать произведения субъективного современного искусства? Мнения художников разделились. Итоги споров и сотрудничества, совместных экспериментов и научно-художественных распрей покажет «Внедрение».
7. Спецпроект «Заложники пустоты». Государственная Третьяковская галерея, (м. «Октябрьская», Крымский Вал, д. 10.) С 24 сентября по 13 ноября.
Кирилл Алексеев и Кирилл Светляков, которые на днях презентовали стильно оформленную ими выставку премии Кандинского в ЦДХ, спешно доделывают к биеннале другой групповой проект «Заложники пустоты». Спецпроект биеннале поднимает фундаментальную для искусства ХХ века тему — «пустота». Только летом на ту же тему изощрялись наши художники на Венецианской биеннале. Пока интерес не остыл, Третьяковская галерея показывает большую ретроспективу о «ничто» «как об основной среде обитания современного человека». Семь разделов, начиная с