Немцы победили ЭГО

Художники разобрали венецианских “Золотых львов”

Все главные проекты 54-й Венецианской биеннале сконцентрированы в Арсенале, бывшей судостроительной верфи, превращенной в гигантское выставочное пространство. Какая страна представила лучший проект и какой художник проявил себя лучше остальных, международное жюри определило в день официального открытия главного мирового арт-форума.

Художники разобрали венецианских “Золотых львов”

Ученые выяснили, что Венеция каждый год опускается на два сантиметра в воду. Думается, что основная нагрузка на город приходится во время Венецианской биеннале, которая проходит раз в два года уже больше ста лет. На этот раз нагрузка запредельная: в главном мировом арт-форуме участвует 89 стран.

Когда традиционно вручают награды биеннале “Золотых львов”, в садах Джардини собираются сотни людей. Кто их получит, решает жюри во главе с египетским художником и музыкантом Хасантом Ханом. В составе судей китайский куратор Керол Юн Гуа Лу, специалист по искусству модерна итальянка Литиция Рогагла, писатель и арт-критик Кристин Масель и режиссер, актер и коллекционер Джон Вотерс из США. На больших экранах транслируется церемония награждения. Никакого пафоса. Первым делом — за вклад в искусство: австрийскому художнику Франц Вест и американке, проживающей во Франции, Эллен Стюртевант. Затем лучшему молодому художнику (до 40 лет) дают специальную награду “Серебряного льва”. Им становится 34-летний лондонский художник Харун Мерза. Он отличился светозвуковой инсталляцией. Под конец — самое интересное: лучшим художником признается американец Кристиан Марклей. “Золотого льва” он получает за видеопроект “Часы”, который, кстати, знаком и москвичам. Он демонстрировался в арт-центре “Гараж”. Около “Часов” Марклея можно смело провести сутки. Суть в том, что каждую минуту на экране возникает эпизод из известного фильма, который неизменно завершается кадром с часами. Причем время на экране, где транслируются киноэпизоды, совпадает с реальным. И так 24 часа.

Но все же главная интрига — павильон какой страны станет лидером? Объективно говоря, у России нет шансов: проект Монастырского слишком концептуален даже для подкованной европейской публики. Чтобы его оценить, нужно прочитать все десять томов, где участники группы “Коллективные действия” рассказывают о загородных акциях 70–80-х годов.

Самыми популярными павильонами стали британский, американский и швейцарский. Так, американцы около своего павильона установили перевернутый танк. По нему, как по беговой дорожке, каждый час бегает спортсмен. А внутри на скульптуре в виде авиакресел бизнес-класса выполняет гимнастические упражнения спортсменка Челси Мемель. Так они высказывают свои антивоенные настроения…

Однако жюри больше поразил другой проект — немецкий. Да-да, “Золотой лев” уезжает в Германию. Но автор инсталляции Кристоф Шлингензиф уже не может порадоваться победе. Он умер летом прошлого года от рака легких. Перед смертью он начал готовить свой проникновенный проект-исповедь, в котором отразилось все раскаяние Германии за ужасы фашизма. Немецкий павильон действительно производит неизгладимое впечатление. Оно начинается уже с названия: вместо “Германия” на нем написано “EGO”. Внутри павильон превращен в храм. Красная дорожка ведет к алтарю, который венчает гигантский экран. На нем транслируется вперемежку шесть фильмов, снятых Кристофом начиная с 80-х годов. На видео мелькают кадры, показывающие мальчишек, играющих в войну. Они не только изображают солдат, но и играючи умирают, будто во время расстрела. Тут же картинка сменяется: на нас смотрит полностью забинтованный мужчина. Из-под бинтов виднеется искореженная плоть… Сакраментальный вопрос, который задает этой инсталляцией Шлингензиф: “Почему немцев интересует помощь Африке, хотя мы не можем помочь себе? …” Искать на него ответ зрители могут вечность. Или до конца биеннале, до 27 ноября.

Венеция

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру