— Все наше лучшее сначала на экспорт, как в советское время, — говорит директор Третьяковской галереи Ирина Лебедева. — Эта выставка, придуманная президентом, родилась в Париже. В прошлом году ее впервые открывали там Медведев и Саркози. А в этом году один из самых ценных экспонатов приехал из Парижа, из Лувра, который стал 26-м музеем, участвующим в выставке.
Уникальный экспонат — оплечье Андрея Боголюбского, сделанное немецкими мастерами в XII веке. Расписано оно искусно — князь надевал его только по праздникам. Но как же попала такая вещица из Европы на Русь, а затем из России в Париж?
— На этот счет есть две версии. По одной, оплечье — дипломатический подарок, по другой — его привез Боголюбскому племянник Всеволод, который скрывался у Фридриха Барбароссы от врагов. Эта история до сих пор не разгадана, — рассказывает “МК” главный хранитель фондов Лувра Яник Дюран.
Зато о том, как оплечье попало в Париж, все известно — советское правительство продало его вместе с другими предметами французам. Оплечье оказалось в руках антиквара Брико, который в 1933 году перепродал его Обществу друзей Лувра. А уже через год уникальный экспонат оказался в главном музее Франции. Но эта редкость далеко не единственная на выставке. Здесь таких 450, и у каждой своя история. В центре зала разместились четыре высокие витрины в форме крестов, в которые поместили иконы и фрески. А между ними — полностью стеклянные витрины, напоминающие конструктивистские объекты. В них разместились макеты известных храмов и соборов, дополненные малоизвестными археологическими находками или красочными летописями. Такое построение дает особый ритм выставке, построенной не по хронологии, а на эмоциях. “Мы не идеализируем нашу историю, ведь в ней было достаточно трагических моментов, скорее пытаемся показать идеальный образ Руси”, — поясняет Лебедева.
В одной из витрин макет церкви Покрова на Нерли — знаменитая достопримечательность недалеко от Боголюбова, возведенная в память о погибшем сыне князя Андрея Боголюбского, Изяславе, в низине, на заливном лугу. Когда-то храм был выше — целый ярус со временем ушел под землю, а часовня, когда-то соседствовавшая с ним, и вовсе была разрушена. Это археологическое открытие было сделано Николаем Ворониным три десятка лет назад. А чтобы извлечь из основания храма плиты с изображениями грифов и львов, ушли годы. Эти глыбы теперь временно переехали в Третьяковку.
А вот другой экспонат — покров (посмертное покрывало) Александра Невского, вышитый золотыми и серебряными нитями. У мастеров из Сольвычегодска ушли недели, чтобы так тщательно проработать рисунок и узоры. Но для уникальной ткани не только время стало испытанием. В 1913 году покров был похищен у частного коллекционера. Нашелся только через несколько десятков лет и поступил в Сергиево-Посадский музей-заповедник.
Отдельное место на выставке занимают макеты монастырей. Открывает “Святую Русь” огромный макет (таких больших теперь и не делают) Смольного монастыря. Он полностью и очень тщательно воссоздает проект архитектора Растрелли, построившего монастырь. Не менее искусно сделан макет Соловецкого монастыря — можно рассмотреть каждую постройку, каждую дорожку между ними. Эти макеты сделаны еще в советское время. На выставке отведено место и современности — на стенах видео, показывающее посещение патриархом Кириллом тех или иных святынь.