Комнаты сентиментального мата

На выставке Ирины Наховой искусство заговорило

Залы Музея современного искусства на Гоголевском бульваре превратились в мир тотальной и дерзкой женственности. Здесь можно трогать каждый объект, но будьте готовы — произведение может ответить. Криками, шутками или даже матом послать! В одних залах поют птицы, другие молчаливы. Зато в них можно потерять ощущение неба и земли. Такой предстала перед зрителями ретроспектива создательницы тотальной инсталляции Ирины Наховой.

На выставке Ирины Наховой искусство заговорило

Заходишь в темную комнату, а там голые люди — обнаженные античные скульптуры. Они нарисованы на пальто! Черных, потрепанных, развешанных на манекенах. Их можно трогать, но объекты ответят вам по-английски: “Отвали! “или “Что ты себе позволяешь?!”.

— Если бы вас трогали в метро, как бы ответили? Я записала реакцию американцев в такой ситуации и встроила динамики в объекты, — поясняет автор.

В середине 80-х Ирина Нахова превратила собственную квартиру в произведение искусства: расписала и обклеила ее странными изображениями так, что они начинались с пола и плавно перетекали на потолок. Это была первая тотальная инсталляция, произведение, где зритель не сторонний наблюдатель, а часть искусства. Позже своими тотальными инсталляциями прославился на весь мир Илья Кабаков. Однако и имя Ирины Наховой не забыто — после эмиграции она стала выставляться по всему миру и получила звание профессора в области современного искусства Детройтского университета. Та первая инсталляция теперь воссоздана (с большим трудом) по фотографиям и воспоминаниям. На выставке — это самая маленькая комнатка, с черно-белыми тенями, растянувшимися, словно тени прошлого, по полу, стенам и потолку… Однако современную публику больше поражают ее более осмысленные поздние работы. Например, цветочная комната. В зале несколько светящихся кубов, внутри которых застыли цветы. В них будто заключили природу, которая поет голосами птиц, журчит ручейками и светится летним солнцем… Очень нежная и женственная работа.

А вот феминистическая вещь: огромный проход необычной формы — в виде женских половых губ. За ними скрыта уютная красная комнатка. Недалеко от нее белый холст, который ругается матом на всех прохожих. Вроде прошел мимо полотна, а тебе вслед доносится — “Иди на х…й! “или классическое “Да пошел ты!”. Концептуально, если пошел ты как раз в сторону красной комнатки.

Другой зал Наховой живой — он дышит. Две огромные бесформенные субстанции — черная и белая — разлеглись на полу. Пока одна набирает воздух, разбухая всем телом, другая испускает дух. Рядом с ними — два тазика с черным техническим маслом, бликующим странными играющими образами на потолке. Это метафора о России. “Мы же нефтяная держава, живем и дышим только природными ресурсами”, — комментирует художница. После такого образа России — еще один проблемный зал, татуированный. На стенах развешаны силиконовые “полотна” с изображениями татуировок разных людей. И истории у них разные — под стать нашей рубрике “Срочно в номер”, только новости Наховой вымышленные. Одну девушку из Казани, на которой сделал тату художник, убила ее бездомная подружка. Затем освежевала и продала кожу за 500 долларов. А дочку нефтяных магнатов, которая якобы набила наколки в виде фонтанов нефти из храма Василия Блаженного, похитили. А когда родители отказались платить выкуп — преступники прислали им кожу по почте. Родители с тех пор стали перед ней молиться… Такие душераздирающие истории вызывают смешанную реакцию — от “вот это да! “до “в каком же мире мы живем?”. Ответить на этот вопрос Ирина не может, зато готова выпячивать проблемы художественным образом. Так же она поступила, помещая на гладильные доски изображения спин подростков. Рядом стоят утюги, чтобы можно было погладить молодежь. Отличная иллюстрация популярного метода воспитания — кнутом и пряником. А еще Ирина Нахова изобрела велосипед. Садишься на него, крутишь педали, а вокруг (с трех сторон) начинает двигаться изображение, будто действительно едешь где-то в предместье Нью-Йорка: дорожки, домики и через несколько минут активной езды — море… Чтобы сделать такую инсталляцию, Ирине пришлось раз двадцать проехать от своего дома до моря с камерой на голове. Мощное впечатление от такой ретроспективы. То хочется смеяться, то злиться. Но этого и добивалась максималистка Ирина Нахова.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру