В центре Москвы, на Остоженке, выросли две ели. Длинные — больше пяти метров каждая. Автор деревьев — матушка-природа, а человек спилил ели, превратил их в балки, в строительный материал. А художник Джузеппе Пеноне решил обнажить скелет, в смысле ствол дерева — обтесал всю древесину, кроме узлов, из которых растут ветки. Потратил на сию операцию с полусотней балок художник двадцать лет, с 1969-го по 1989-й. Не зря все-таки Джузеппе Пеноне по окончании такого труда был номинирован на весьма престижную на мировой арт-арене премию Тернера. С необычной инсталляции знаменитого художника начинается выставка арте повере — одна из главных премьер перекрестного Года России — Италии.
— Мы ждали эту выставку 6 лет, а мечтала я о ней все 15, — говорит директор Дома фотографии Ольга Свиблова. — Здесь вещи из лучшей коллекции арте повере, из старинного замка, где теперь Музей ди Риволи — первый музей современного искусства в Италии. Когда четверть века назад я увидела там, в богатых и изысканных залах, “бедное искусство” — это был шок и восторг.
На втором этаже мощный объект — шатер Каддафи. На нем тоже нарисованы странные копья, напоминающие воронки. Кстати, ныне опальный правитель Ливии — бедуин, родился в шатре, а в 1968-м, когда рождается арте повере, только-только стал лидером Джамахирии и страны. “Этот шатер — одновременного небесный купол, почти планетарий, и жилище агрессивного кочевника”, — поясняет Свиблова.
Сосед Мерца на втором этаже — снова Джузеппе Пеноне. Его инсталляция “Вдыхая тень” занимает всю стену и благоухает на весь зал. Она из лавра. Листьями забиты громадные сетчатые блоки, возвышающиеся над головой. А в центре инсталляции припаяны металлические легкие! Все дело в том, что итальянцы постоянно страдают от солнца, тени им не хватает. Потому художник решил вернуть природу зрителям.
Выставка организована при поддержке Новатэк.