Картина “Пастухи со стадом при закате солнца” прямо-таки блистает: закат играет на лоснящейся шерсти овец, напоминающей морские волны, свежими розовыми тонами. На картине ни одного кракелюра (трещин, появляющихся от времени. — М. М.) — красота! ”Ее недавно реставрировали”, — объясняет специалист по русскому искусству Sotheby’s Сабина Тригалас. Работа оценивается в £800 тысяч — 1,2 млн. Сумма не удивляет (Айвазовский идет первым номером в “азбуке” начинающего коллекционера, потому его так часто и подделывают) — удивляет, что точно такой же Айвазовский в Третьяковской галерее. “Овцы на пастбище” (1850-е) как две капли воды похожа на работу, выставленную на Sotheby’s, созданную в 1859 году. Хотя отличия все же есть — вариант на Sotheby’s больше, 107,5 на 160,5 см, против более миниатюрного (60×89,5), потрескавшегося и потемневшего от времени в Третьяковке. Зачем художнику потребовалось повторять свою картину?
— Это естественная вещь, Айвазовский был коммерческим художником и часто делал копии на продажу. Аналогичные сюжеты есть, в Челябинской галерее например. Вообще, художники его времени часто копировали свои картины на продажу, — говорит глава отдела русского искусства 2-й половины XIX века Татьяна Карпова.
Тоже твердят и в Sotheby’s. Вот так — все чисто и никаких чудес — Айвазовский оказался хорошим предпринимателем. Кстати, овец он обожал. У него даже было свое стадо, которое погубила буря в 1855 году в его крымском имении Шейхмамай близ горы Агармыш. Тогда художник написал полотно, ставшее знаменитым, — “Овцы, загоняемые бурей в море”. И сразу продал картину английскому коллекционеру. А на вырученные деньги купил новое стадо. И стал снова и снова писать овечек. Такая полукоммерческая любовь к беззащитным созданиям. Удача для коллекционеров и разочарование для почитателей художника.
Картину продадут на русских торгах в Лондоне. Вместе с ней выставлены и другие топ-лоты. 24 живописных полотна Василия Верещагина, Александра Яковлева и Эрика Булатова и Ильи Репина… Отличные работы. Двойников они не имеют.