— Не все, что мы хотели получить из зарубежных музеев, мы получим, тем не менее в августе мы проведем первую ретроспективу Сальвадора Дали, — говорит бессменный директор Ирина Антонова.
Она прекрасно помнит выставку литографий Дали, которую устроил в Пушкинском музее в 1988 году давний друг Сальвадора Пьер Аржилле. После нее множество галерей привозили работы самого фантасмагорического художника столетия, повышая его популярность среди коллекционеров и обычных зрителей. Это дало толчок преступникам — арт-рынок завалили фальшивым Дали. Но на ретроспективной выставке сюрреалиста только шедевры — 22 картины, 88 рисунков, литографий и объектов и даже вещи жены мастера, русской по происхождению, Галы. Все они из Музея-театра Дали в Фигейросе, родном городе художника. После короля сюра в Москву приедет другой испанец, Диего Веласкес, основоположник жанра психологического портрета. Придворный живописец Филиппа IV создал характерную галерею королевского окружения. Одна из самых изящных среди них — “Портрет инфанта Бальтасара Карлоса”, наследника испанского престола, неожиданно скончавшегося в 17 лет. Юноша приедет в Москву из музея Прадо в сентябре и останется на три месяца.
— А к концу сентября Пушкинский намерен собрать шедевры Караваджо, о Годе Италии в России мы тоже помним, — продолжает Антонова. — Проблема в том, что нет отдельного музея Караваджо, приходится собирать работы по разным музеям.
— А как отношения с американскими музеями? После скандала с библиотекой Шнеерсона наши работы не выезжают за океан?
— Нас огорчает эта ситуация. Недавно мы отказали американцам в работах Гогена. А сами не дождемся произведений из музея Метрополитен, отношения заморожены. Зато отношения с другими странами идут отлично. В нашем репертуаре появится неожиданная выставка из Дании “Золотой век датского искусства”.
Выставка эта королевская, приурочена к визиту в Москву ее величества Маргреты II. И искусство с ней приедет королевское: первая половина ХIХ века — время расцвета национальной школы Дании и триумф скульптора и живописца Бертеля Торвальдсена. Больше пятидесяти его картин приедут из Копенгагена. Еще одна приятная новость — выставка художников парижской школы, намеченная на середину сентября. За лучшими шедеврами из парижских музеев сотрудник музея Андрей Толстой охотился два месяца. Улов — Модильяни, Шагал, Сутин, Пикассо, те самые гении от искусства, что создали атмосферу интернациональной богемы на Монмартре в начале ХХ века.
Выставочная программа впечатляет. Но дошел ли размах до главного юбилейного дела музея — до реконструкции? Напомним, что британский архитектор Норман Фостер должен объединить здания музея в единый комплекс. Предполагалось, что ГМИИ превратится в эдакий цветок, где головное здание будет сердцевиной, а корпуса — лепестками. На цветочную идею уйдет около 20 миллиардов рублей, 4,5 уже выделил президент.
— Проект прошел все утверждения, — объясняет Антонова. — Летом выйдем на строительную площадку. Реконструкция начнется с Музея личных коллекций. Внешне здание будет выглядеть корректно, а внутри — хайтек-технологии. Но нужно учитывать особенности места, это крошечная территория, рядом дорога, дома. По срокам, видимо, задержимся.