Куда пойти, когда в программе музейной ночи порядка двух сотен участников и почти пятьсот мероприятий, с трудом решала даже искушенная публика. Одни бездумно ломились в Пушкинский музей, пытаясь соприкоснуться с красотой от кутюр выставки «Dior: под знаком искусства» и шедевром Боттичелли «Паллада и кентавр». Другие выбрали запланированные акции. Чувственную и необычную программу подготовил арт-кластер ПRОЕКТ_FАБRИКА: здесь выставочные залы и сцена современного танца соседствуют с действующим производством бумаги. Для начала за 350–500 рублей предлагалось полтора часа посидеть в практически гробовой тишине, наблюдая «Утерянные моменты-2» — танец-перформанс. Три данс-получасовки о диссонансе в отношениях двух людей тронули зал — даже маленькие дети сидели смирно.
К 19 часам публика уже тянется на «Винзавод», самую популярную площадку современного искусства. Однако арт-центр приготовил мало интересного. Главная фишка — веселый и политический проект от киберпанков Аристарха Чернышева и Алексея Шулигина. Художники предложили всем желающим написать что-нибудь… на Белом доме! Отправляешь СМС — и твой текст как будто возникает крупными буквами на фасаде здания. Хоть на реальном Белом доме сообщений не появлялось, зато в галерее такую арт-фантацию можно было наблюдать в проекции — бесподобная художественная профанация! Правда, народ в музейную ночь оказался добрым и ограничился классическим «Вася был здесь! «, хотя были и хамоватые, типа „Белая ж…“.
Самая музыкальная и приятная ночь — в соседнем с «Винзаводом» центре Artplay. В расписном автобусе — книги для детей, на улице — экологически чистое искусство (художники из мусора делают картины), а в помещениях — зажигательные песни от молодых музыкантов на фестивале «Темные лошадки» и электронные аудиовизуальные эксперименты. Динамичные треки диджеев сопровождают необычные образы на трех огромных экранах, светящиеся инсталляции из пакетов и бесплатное «Мартини» с шампанским! Целый зал отдали молодым и смелым дизайнерам.
В Музее Маяковского тоже музыка — во дворике в честь поэта Серебряного века выступают рокеры и барды. А внутри музея о жизни поэта и его времени рассказывает директор Светлана Стрижнева. Она аж связки сорвала — так много людей жаждали побродить по футуристическим залам музея. Вдохновившись поэзией Маяковского, молодежь читала и собственные вирши в клубе «Открытый микрофон». А в Третьяковке — тоже стихи, но уже из детских уст. Среди невнятной экспозиции в холле музея на Крымском Валу — поэзия от учащихся школы Ямбурга.
23.00 — время для «Пассивного протеста» в галерее Laboratoria Art & Science Space, славящейся своими проектами на грани между искусством и наукой. Перформанс Вали Фетисова в том же духе. Каждое движение зрителей, например аплодисменты, улавливалось специальными датчиками и откликалось какофонией звуков — от гула футбольных фанатов до автоматной очереди. «Нам всем что-то не нравится, но только единицы выходят протестовать. Поэтому я решил озвучить обычно безмолвный протест»,— объясняет художник «МК». А самым популярным художественно-научным проектом в галерее стала инсталляция «Стихийное смирение», посвященная цунами 11 марта в Японии. С экрана, занимающего всю стену, на зрителей движется гигантская волна… Но человек в силах изменить ее направление — зрителю достаточно просто двигаться. Каждый мог попытаться успокоить цунами, плавно танцуя перед проекцией, чтобы достигнуть гармонии с природой.
Кстати, именно природа помогла сделать музейную ночь не слишком напряженной. Истинные ценители — тысячи людей — пошли на встречу с прекрасным, но такой давки, как в прошлом году, не было.