Новый внедорожник известной японской фирмы 65-летняя Раиса Макарова приобрела в 2007 году. В Москве как раз шел бум автокредитования. Для того чтобы получить иномарку, только что появившуюся на рынке, надо было отстоять в листе ожидания чуть ли не полгода. Но Раисе Афанасьевне повезло. Ее сын Андрей наткнулся в газете на объявление о продаже места в автомобильной очереди — и очень скоро Макаровы уже рассекали на модной тачке ценой в 50 тысяч у.е.
Оформляя покупку в магазине, машину, как и положено, поставили на гарантию — 3 года.
— Никаких проблем не предвиделось, бренд был абсолютно надежный, — рассказывает Андрей Макаров.
Однако в марте 2009 года внедорожник вдруг отказал — он тянул не больше сорока километров в час. Этой скорости хватило, чтобы доползти до сервисного центра. “Полетела турбина, которая увеличивает мощность мотора”, — объяснили хозяйке.
Случай признали гарантийным. Необходимую деталь нужно было дожидаться из Страны восходящего солнца. Потому что в Москве такой детали не оказалось.
— Наш ремонт стоил больше 150 тысяч рублей, — продолжает Андрей Макаров. — Турбину должны были доставить по морю. Почему эту запчасть нельзя отправить на самолете, ведь весит она и занимает места не так уж и много? “Так принято!” — и все тут.
Как выясняется, некоторые крупные автомобильные концерны, не желая тратить лишние средства, специально не открывают в России фирменные склады своих запчастей. Ведь дорогие иномарки выходят из строя не так уж и часто.
Если же что-то в них все-таки ломается, богатые “ваньки” терпеливо ждут, пока запчасти доставят с завода или с ближайшего европейского склада. Кому лень ждать, может слетать за деталями сам или, к примеру, попытаться приобрести их левым путем. Рискуя, правда, слететь с гарантии. Но почти никто из-за таких “мелочей” не судится — чай не в Европах.
Минул месяц. Полтора. Два. Два с половиной. Три с копейками... Ремонт у Раисы Афанасьевны не то чтобы заканчивался — а даже и не начинался. “Когда новая турбина все-таки приплыла в Москву, выяснилось, что она тоже бракованная и надо заказывать ее еще раз и снова ждать, вдобавок ко всему выяснилось, что в нашей машине полетел еще и кондиционер, — возмущается Андрей Макаров. — В Законе о защите прав потребителей прямо говорится, что гарантийный ремонт не должен превышать 45 суток. В нашем же случае прошло уже целых 120 дней! Совесть у людей есть?! У меня жена была беременная, и я не мог ее возить в консультацию, да и пожилая мама вынуждена была сидеть на даче. Сами понимаете, как в области с транспортом... На Западе владельцам сломанной машины на время ремонта предоставляют другое авто — в России такой практики нет и в помине”.
Макаровы пригрозили судом автодилеру. Но оказалось, что продавец, обычный автосалон, к тому времени благополучно закрылся. “Судиться из-за ремонта с самими японцами-производителями? Но такой процесс растянулся бы еще на годы”, — логично рассудили владельцы сломанного авто. Пострадавшая пенсионерка Макарова потребовала привлечь в качестве ответчика не разорившегося розничного продавца (как обычно поступают автовладельцы) и не далекого брендового производителя (такие иски тоже бывали), а российского представителя автоконцерна. Который вроде бы “не при делах”. Не он же продавал Макаровой внедорожник. Но зато именно через него везли по морям-океанам дефицитные запчасти.
— Даже странно, что наши граждане чаще предъявляют свои претензии к автосалонам или сервисам, а не к импортерам, — комментирует ситуацию Кямал Джавадов, адвокат. — Люди привыкли, что их безнаказанно футболят, ремонтируют машины по гарантии месяцами, наплевав на закон и ссылаясь на отсутствие фирменных автозапчастей... Купить некачественное авто в России — это всегда риск для покупателя, а не для продавца. Даже весьма обеспеченные потребители в этом вопросе бывают бесправны. Так зачем же производителям стараться и улучшать качество продукции для России, когда они нередко даже не подозревают о возникающих здесь проблемах?
Это где-то далеко могущественные автомобильные монополии готовы бесплатно поменять всю неудавшуюся серию автомобилей, пусть даже там неудачна только форма пепельницы, лишь бы сохранить в будущем покупателя. У нас же измученные российским автопромом граждане готовы терпеть что угодно. Суд продолжался почти два года. Российские представители концерна попытались обвинить хозяйку машины в том, что она-де сама виновата в поломке.
— Честно говоря, импортеры были уверены, что в иске нам откажут — ведь автовладелица не просто требовала завершить ей гарантийный ремонт, она желала вообще расторгнуть договор купли-продажи с исчезнувшим автосалоном, чтобы именно официальный представитель возместил полную стоимость внедорожника, — объясняет Кямал Джавадов.
В середине апреля Мосгорсуд поддержал пенсионерку в ее требованиях. Ей обязали возместить полную стоимость джипа — миллион двести тысяч рублей.
— Я уверен, что если бы подобных исков было сотни, политика иностранных автомобильных концернов в отношении России изменилась бы, а ведь сейчас даже адреса многих официальных дистрибуторов являются тайной за семью печатями, так, например, юридический адрес нашего ответчика мы вообще узнавали через Японию, — говорит защитник.
Под окнами Раисы Афанасьевны Макаровой все еще стоит ее запылившийся внедорожник. По решению суда в обмен на деньги машину должны вот-вот забрать производители — но они что-то не торопятся...