Новый русский Дали

На Рублевке открылась выставка Павла Челищева

Его портреты с выцветшими глазами напоминают манеру Амедео Модильяни. Картины, отливающие нежной синевой, — голубой период Пикассо. А пейзажи, превращающиеся при близлежащим рассмотрении в фигуры людей, — сюрреализм Дали. Павел Челищев не копировал своихсовременников, а искал свой стиль. Основал мистический сюрреализм. В итоге пришел к неоновой, светящейся изнутри живописи. Сейчас наследие художника, прожившего всю жизнь за границей, возвращается на родину. В галерее “Наши художники” — 80 его работ, выкупленных за границей.

На Рублевке открылась выставка Павла Челищева
“Дети-листья”, 1939 год.

Павел Челищев родился под Калугой, неподалеку от Оптиной пустыни, в семье профессора математики и помещика Федора Челищева. Именно отец впервые знакомит мальчика с геометрией и прививает любовь к живописи. Кто знал тогда, что маленький Павлик будет вариться в одном парижском котле со всей арт-богемой ХХ века, чтобы потом попасть в Америку и прийти к “неоновой” живописи. На третьем этаже галереи “Наши художники” — хорошие примеры этого послевоенного периода художника. Яркие, словно светящиеся конструкции — на самом деле силуэт человека, сквозь который просматриваются кости и позвоночник. Это целая мистическая философия — попытка осмыслить внутреннюю энергетику человека. Это уже 50-е годы, финал исканий Челищева. Как рождался “неоновый гений”?

В 1918 году многодетную семью Челищевых высылают по личному приказу Ленина. Павел попадает в Киев, где получает первое художественное образование, потом в Стамбул и наконец в Париж. Там он знакомится с Дягилевым и делает для спектаклей декорации. И придумывает к ним необычное освещение — гигантские неоновые лампы должны были крепиться на подвижных стенах. Идее не суждено было воплотиться в жизнь: у Дягилева не хватило денег. Зато Челищев пишет русскую труппу. На выставке — два портрета в серых тонах танцора Сергея Лифаря в костюме из балета “Лебединое озеро”. Гомосексуалист Челищев пишет Лифаря, кажется, с особой нежностью. Для эффекта добавляет в краску песок и масло. Хотя будут у него и другие эксперименты — с кофе, например. Обесцвеченные портреты — вот оно влияние парижской школы.

— После монохромных портретов он неожиданно приходит к сюрреалистическим вещам, — говорит искусствовед Александр Боровский. — Возвращает картинам цвет. Чистый и яркий.

Над зелеными холмами возвышаются горы. Или это обнаженные женщина и мужчина? На этой сюрреалистической картине “Фата-моргана” Павла Челищева несколько форм миражей. В отличие от Дали, который только через 9 лет придет к сюрреализму, наш художник органично вписывает фигуры в естественную среду.

— После первой выставки Челищева четыре с половиной года назад мы начали поиски новых работ, — говорит хозяйка галереи Наталья Курникова. — Обогатила новую выставку продажа обширного челищевского собрания Руфи Форд, последнего крупного куска наследия художника.

Собрать удалось 80 работ. Сложно представить, во сколько это удовольствие обошлось. Но Челищев стоит того.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру